/ Новости сайта / Космос / Астрономы открыли свидетельства существования двух типов "радиосигналов пришельцев"
10.06.2021

Канадская радиоволновая обсерватория CHIME открыла за первый год своей работы свыше пяти сотен быстрых радиовсплесков (FRB), загадочных коротких радиосигналов огромной мощности, чье изучение указало на существование двух разных типов источников подобных вспышек. Об этом в среду сообщила пресс-служба Массачусетского технологического института (MIT).

"До постройки CHIME, мы знали о существовании примерно ста FRB-всплесков. Всего за год наблюдений мы открыли несколько сотен источников одиночных и повторяющихся радиосигналов, чье изучение позволит нам прояснить природу и физические механизмы формирования этих вспышек", - заявила научный сотрудник MIT Кейтлин Шин, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Своеобразные "радиосигналы пришельцев", загадочные FRB-всплески, были случайно открыты в 2007 году во время наблюдений за пульсарами на австралийской обсерватории Паркс. Они представляют собой очень короткие радиосигналы с необъяснимой периодической структурой, источник которых расположен на огромном расстоянии от Земли, причем некоторые из них повторяются, а другие - нет.

Год назад китайские и канадские астрономы нашли первый предположительный источник аналогичных всплесков, расположенный внутри нашей Галактики. Им оказался магнетар SGR 1935+2154, "намагниченная" нейтронная звезда, расположенная в созвездии Стрелы на противоположной стороне Млечного Пути, на расстоянии в 30 тыс. световых лет от Земли.

Несмотря на то, что это открытие подтвердило наиболее общепринятую гипотезу о формировании этих сигналов, пока астрономы не могут точно сказать, возникают ли все FRB-вспышки подобным образом и почему лишь некоторые из них повторяются. Эту задачу ученые пытаются решить при помощи канадского телескопа CHIME, построенного в 2017 году специально для наблюдений за "радиосигналами пришельцев" и космологических исследований.

Два источника "сигналов пришельцев"

Как отметила Шин, недавно научная команда телескопа завершила анализ данных, собранных при его помощи за первый год работы CHIME. Это позволило ученым выявить большое число FRB-всплесков, изначально не обнаруженных в 2018 и 2019 годах, а также детально изучить их природу и оценить расстояние до их источников.

В общей сложности, ученым удалось найти 535 ранее неизвестных быстрых радиовсплесков, среди которых было сразу 18 повторяющихся FRB-вспышек. Это более чем удвоило число известных источников подобного типа "радиосигналов пришельцев" - в прошлом, ученые знали о существовании около десяти подобных объектов.

Изучение их вспышек, по словам Шин, позволило ученым впервые открыть некоторые значимые различия в поведении повторяющихся и одиночных источников FRB-вспышек. В частности, астрономы обнаружили, что повторяющиеся сигналы длятся несколько дольше, а их излучение оказалось сосредоточено в более узкой части спектра.

Это, как считают участники научного коллектива CHIME, свидетельствует в пользу существования двух разных типов источников FRB-всплесков, один из которых порождает одиночные "радиосигналы пришельцев", а другие - повторяющиеся сигналы. На роль последних претендуют магнетары, тогда как источники одиночных вспышек пока остаются загадкой для астрофизиков.

Последующие наблюдения на CHIME и других крупнейших радиотелескопах мира, как надеются Шин и ее коллеги, помогут ученым найти ответ на этот вопрос и раскрыть физические механизмы, отвечающие за выработку и того, и другого типа "радиосигналов пришельцев".