На пути к Меркурию BepiColombo зафиксировал 42 гамма-вспышки
Российский прибор MGNS, установленный на борту одного из аппаратов миссии BepiColombo, зафиксировал на пути к Меркурию 42 гамма-вспышки и локализовал точное положение нескольких из них. Об этом рассказал старший научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Александр Козырев.
"Наш прибор будет непрерывно работать и собирать данные на протяжении всех семи лет полета к Меркурию. Сейчас мы фиксируем примерно 4–5 гамма-вспышки в месяц, это примерно пятая часть от того числа событий, которые зафиксировали обсерватории. Мы надеемся, что с помощью параллельных наблюдений мы сможем составить высококачественную карту этих событий на ночном небе", – рассказал Козырев, выступая на XI Московском симпозиуме по изучению Солнечной системы, который проходит в Институте космических исследований РАН.
Программу BepiColombo с 2008 года ведут Европейское (ЕКА) и Японское (JAXA) аэрокосмические агентства. В ходе миссии к Меркурию должны будут доставить два орбитальных аппарата. Их цель – всестороннее изучить планету и окружающее ее пространство, включая невидимую с Земли сторону Меркурия. Согласно плану, зонды должны достичь цели к декабрю 2025 года.
Некоторые научные приборы, которые установлены на борту двух аппаратов BepiColombo, европейского зонда MPO и японского аппарата MMO, разработаны при участии российских специалистов. В частности, ученые из Института космических исследований РАН участвовали в создании комплекса MGNS, который состоит из двух нейтронных спектрометров. С их помощью ученые надеются узнать несколько самых больших тайн Меркурия, в том числе то, есть ли вода в кратерах на его полюсах, как она туда попала и есть ли различные летучие вещества в недрах планеты.
Аппарат BepiColombo начал свою научную работу еще в дороге к Меркурию. Сейчас ученые используют его для наблюдений за одним из самых загадочных явлений космоса – гамма-вспышками. Они возникают в последние мгновения жизни крупных звезд.
Перепись мощнейших катаклизмов Вселенной
Когда такие светила умирают, сила притяжения формирующейся в результате черной дыры или нейтронной звезды оказывается настолько высока, что их останки не разбрасываются по окружающему пространству, а объединяются в своеобразный "бублик". Часть его материи поглощает черная дыра, а останки разгоняются до сверхвысокой скорости и выбрасываются в открытый космос, испуская столько же энергии, сколько Солнце и другие небольшие звезды вырабатывают за все время существования.
Сейчас ученые могут локализовать положение этих вспышек лишь в "двумерном" виде. Они не могут точно узнать, на каком расстоянии от Земли произошел этот катаклизм. Благодаря BepiColombo астрономы могут решить эту проблему. Локализовать источники гамма-всплесков в трехмерном виде можно будет с помощью трех далеких друг от друга объектов в космосе – нейтронных спектрометров HEND и MGNS, которые находятся на борту зондов Mars Odyssey и BepiColombo, а также земных телескопов.
Для этого ученые отслеживают, как быстро гамма-вспышка достигает каждой из трех точек. В этому случае определить положение галактики, где погибла звезда, породившая такой катаклизм, и расстояние до нее, можно по расхождениям во времени.
Как отметил Козырев, российские астрономы и их европейские коллеги уже использовали такой подход, чтобы локализовать несколько самых ярких вспышек последних двух лет, таких как GRB200829A и GRB190530A. Это подтвердило его работоспособность. Благодаря этому ученые уточнили положение источников этих всплесков.
В свою очередь, множество событий, которые фиксируют MGNS и HEND, как подытожил ученый, дает надежду на быстрое составление большого каталога подобных событий с точно установленными координатами и положением в пространстве.