/ Новости сайта / Наука и Технологии / Биологи разблокировали систему природного восстановления зрения
09.10.2020

Биологи разблокировали систему природного восстановления зрения

В ДНК млекопитающих есть гены, отвечающие за восстановление повреждённой сетчатки глаза. Эволюция по каким-то причинам заблокировала их работу, но эти гены можно искусственно "включить". Эту операцию биологи уже проделали в опытах с подопытными мышами, и у животных появились новые нейроны взамен повреждённых.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Science группой во главе с Сетом Блэкшоу (Seth Blackshaw) из Университета Джонса Хопкинса.

Не секрет, что многие животные куда более способны к регенерации, чем млекопитающие, в том числе и человек. Например, рыбки данио-рерио могут восстанавливать повреждённую сетчатку глаза. Множество людей, потерявших зрение из-за травм сетчатки, не отказались бы от такой способности.

Как выяснили учёные, после повреждения сетчатки у этих рыб активируются клетки так называемой глии Мюллера. Они "перепрограммируются", превращаясь в стволовые клетки. Из этих стволовых клеток образуются новые нейроны сетчатки. У млекопитающих тоже есть глия Мюллера, но вышеописанный процесс почему-то не запускается. Почему?

Ответ на этот вопрос и искали авторы нового исследования. Они выяснили, какие гены активируются при повреждении сетчатки у данио-рерио, кур и мышей (заметим, что глаза мышей очень похожи на человеческие).

Учёные определили гены, которые отвечают за перепрограммирование клеток глии у данио-рерио. Оказалось, что те же гены присутствуют и у птиц, и у мышей. Эти гены не повреждены мутациями и готовы к работе. Более того, при повреждении сетчатки они приводятся в "состояние повышенной готовности". Но в итоге у кур включаются лишь некоторые из них. У мышей же гены перепрограммирования глиальных клеток не активируются вовсе.

Почему? Как выяснили биологи, есть гены, которые активно этому противодействуют. Они кодируют белки из семейства, известного под названием ядерных факторов-I (nuclear factor I, или NF-I).

Это так называемые факторы транскрипции – белки, которые присоединяются к молекуле ДНК и блокируют работу некоторых генов. В том числе, как выяснилось, и генов, отвечающих за регенерацию сетчатки.

В порядке эксперимента биологи заблокировали у мышей синтез NF-I. И клетки глии Мюллера тут же начали процесс "перерождения". Через 21 день из них образовались новые нейроны, правда, только двух видов: биполярные и амакриновые.

Поясним, что сетчатка содержит множество видов нервных клеток, так что этот результат ещё далёк от полноценной регенерации. Но, по крайней мере, установлено, что у млекопитающих есть гены, отвечающие за восстановление нейронов, и что их работе активно препятствуют некоторые другие гены.

"Наше исследование в целом показывает, что у млекопитающих, включая человека, есть потенциал к регенерации, но эволюционное давление по каким-то причинам отключило его", – резюмирует Блэкшоу.

Это удивительный результат. Трудно понять, какие эволюционные преимущества давали гены, подавляющие восстановление нейронов. Учёным ещё предстоит разобраться в этом.

Доскональное изучение системы регенерации нейронов сетчатки и противодействующих ей сил может проложить дорогу к победе над слепотой. А возможно, и ко многим другим победам, ведь похожие механизмы регенерации работают у данио-рерио в самых разных органах.

Partizan-16 10.10.2020 02:53 [Материал]
Кстати, о демо-версиях, может кто прочитать рисунок, какая частота изображена на статуе нага www.youtube.com/watch?v=DmBtWVhx1RQ ?
Nebilung 09.10.2020 16:35 [Материал]
Похоже что над геном человека очень хорошо "потрудились" и много чего нам заблокировали. angry
Partizan-16 09.10.2020 19:16 [Материал]
Это давно было очевидно. Но неопределённый и очень малый процент людей всё же имеют относительно развитый мозг и пытливый ум, и не хотят быть рабами, всячески двигая цивилизацию вперёд.
Аллорет 10.10.2020 00:16 [Материал]
Большая часть из них те, кто без гена рабства, потомки именно что колонизаторов. Интереснейшие ребятки, скажу я вам.
Partizan-16 10.10.2020 02:48 [Материал]
Уж с этим то я знаком:)
Аллорет 10.10.2020 23:34 [Материал]
У меня друзья есть такие, плюс племянники в количестве трех носов. Ооочень умные ребята!Один из них как-то выдал дивную фразу лет в пять: "Я думаю, люди придумали Бога чтобы не отвечать за свои дела".
Nebilung 11.10.2020 19:31 [Материал]
Я то же примерно так рассуждал, на практике, в рассуждениях со старшим поколением, но чем больше я узнавал тем больше убеждался что без вышнего разума, его хитрого замысла тут не обошлось, а мы просто букашки.
KoshkaHavroshka 10.10.2020 02:08 [Материал]
Ох, и не говорите. Чем больше узнаем какие процессы и возможности заблокировали, тем больше становится похоже, что тело - это демо-версия, а полную версию надо как-то заполучить. Всё, чем занимаются ученые - это самое натуральное хакерство, взламывают потихоньку, но система сложна..
renmilk11 10.10.2020 08:46 [Материал]
дерьмо-версия..."одежды кожанные"... грехопадение - мать его...
sad
Nebilung 11.10.2020 19:32 [Материал]
Нормальная одежда, мелкие повреждения саморемонтируются, человек еще так не научился.
Partizan-16 11.10.2020 20:57 [Материал]
И остальные повреждения тоже могут восстанавливаться, гены для отращивания новых конечностей взамен утерянных имеются, но у всех млекопитающих они отключены, опять же. И что то я не вижу нигде новости, что их хотя бы ради эксперимента включили, хотя бы другому животному.
KoshkaHavroshka 12.10.2020 02:29 [Материал]
Вы не поверите в абсурдность этого факта, но все эксперименты. касающиеся глубокого редактирования днк запрещены в любом виде! Эта информация не афишируется особо, но и не скрывается. Кем и зачем - вот вопрос.
А на деле, если дать ученым свободу от этого запрета, то наука ушла бы так далеко, что на Земле искоренили бы все проблемы, связанные с телом. Это как в игре узнать код, дающий какую-то привилегию. Кому-то не выгодно давать людям этот инструмент. Вспомним товарища нашего китайского, который отредактировал младенцев, никто не знает где он и что с ним.