/ Новости сайта / Космос / Планеты начинают формироваться, пока молодые звезды все еще растут
10.10.2020

Планеты начинают формироваться, пока молодые звезды все еще растут

Астрономы нашли убедительные доказательства того, что планеты начинают формироваться, пока молодые звезды все еще растут.

Изображение с высоким разрешением, полученное с помощью Атакамского комплекса радиотелескопов ALMA, показывает молодой протозвёздный диск с множеством промежутков и пылевых колец. Этот новый результат, опубликованный в журнале Nature, показывает самый молодой и наиболее подробный пример пылевых колец, действующих как космические колыбели, в которых формируются и закрепляются семена планет.

Международная группа учёных под руководством Доминика Сегура-Кокса из Института внеземной физики им. Макса Планка (MPE) в Германии нацелена на протозвезду IRS 63 с помощью радиообсерватории ALMA. Эта система находится на расстоянии 470 световых лет от Земли и расположена глубоко в плотном межзвёздном облаке L1709 в созвездии Змееносца. Протозвезды возраста IRS 63 все еще покрыты большой и массивной оболочкой из газа и пыли, а протозвезда и диск питаются из этого резервуара материала.

В системах старше 1 000 000 лет после того, как протозвезды закончили собирать большую часть своей массы, кольца пыли были ранее обнаружены в большом количестве. IRS 63 отличается: возраст менее 500 000 лет составляет менее половины возраста других молодых звёзд с пылевыми кольцами, и протозвезда все равно будет значительно увеличиваться в массе. «Кольца в диске IRS 63 очень молодые», - подчёркивает Сегура-Кокс. «Раньше мы думали, что звезды сначала вступают во взрослую жизнь, а потом становятся матерями планет, которые появляются позже. Но теперь мы видим, что протозвезды и планеты растут и развиваются вместе с ранних времён, как братья и сестры».

Планеты сталкиваются с некоторыми серьёзными препятствиями на самых ранних стадиях своего формирования. Они должны вырасти из крошечных частиц пыли, меньше домашней пыли на Земле. «Кольца в диске IRS 63 - это огромные скопления пыли, готовые объединиться в планеты», - отмечает соавтор исследования Аника Шмидеке из MPE. Но даже после того, как пыль сгустится, образуя зародыш планеты, формирующаяся планета может исчезнуть, закручиваясь внутрь и поглощаясь центральной протозвездой. Если планеты начинают формироваться очень рано и на больших расстояниях от протозвезды, они могут лучше пережить этот процесс.

Группа исследователей обнаружила, что в молодом диске IRS 63 находится около половины юпитерианской массы пыли более чем в 20 а.е. от центра (на расстоянии, аналогичном орбите Урана в Солнечной системе). Это не считая количества газа, которое может добавить в 100 раз больше материала. Требуется не менее 0,03 массы твердого вещества Юпитера, чтобы сформировать ядро ??планеты, которое будет эффективно срастаться с газом и расти, образуя гигантскую газовую планету. Член команды Хайме Пинеда из MPE добавляет: «Эти результаты показывают, что мы должны сосредоточиться на самых молодых системах, чтобы по-настоящему понять формирование планет». Например, появляется все больше свидетельств того, что Юпитер на самом деле мог сформироваться намного дальше в Солнечной системе, за орбитой Нептуна, а затем переместился внутрь к нынешнему местоположению. Точно так же пыль, окружающая IRS 63, показывает, что существует достаточно материала вдали от протозвезды и на достаточно молодой стадии, чтобы у этого аналога Солнечной системы был шанс сформировать планеты так, как предположительно образовался Юпитер.

«Размер диска очень похож на размер Солнечной системы», - объясняет Сегура-Кокс. «Даже масса протозвезды лишь немного меньше массы нашего Солнца. Изучение таких молодых планетообразующих дисков вокруг протозвёзд может дать важное понимание нашего собственного происхождения».

Источник:  https://infuture.ru/