Наполеон на острове Святой Елены
Российский император Александр I, боготворивший своего бывшего соперника, настаивал, чтобы Наполеон был отправлен в ссылку в Россию. «Лучше бы его величеству было у нас. Он жил бы во дворце!» — клялся покоритель Парижа.
Но двор легендарного корсиканца и на острове Святой Елены был весьма неплох. Да и охранялся он чрезвычайнотщательно, настолько, что комиссар от России при тюрьме Наполеона, шотландец граф Александр де Бальмен, уехал с острова, так и не увидев узника лично. Тем не менее он оставил свои воспоминания о том времени — эти записи сейчас хранятся в Архиве внешней политики России. Правда, часть его мемуаров, написанных на английском языке, так и осталась неопубликованной. И все же после смерти Наполеона кое-что предали гласности.
Беречь как зеницу ока!
Официальные представители государств-победителей Франции постоянно проживали на острове. Наблюдателем-комиссаром от Австрии был генерал Штюрмер, от Великобритании — адмирал сэр Макколи. Кроме того, бывшего французского монарха охранял взвод британской гвардии, насчитывавший 50 штыков.
Их главной задачей было пресечь вероятные попытки бегства бывшего узурпатора с острова и оградить побережье от десанта его вероятных освободителей. Агенты британских спецслужб знали, что среди ветеранов старой гвардии таковых может быть немало. На острове находился и полковник британской армии Джордж Бингам с двумя офицерами.
Статусный арестант
Заметим, что, даже находясь в ссылке, Наполеон считал себя императором и организовал свой императорский двор с соответствующими службами. Рядом с ним находились первый маршал Франции Анри Бертран, государственный секретарь Эммануэль де Лас Каз (именно через него шла вся переписка узника), министром двора, то есть главным распорядителем, служил его адъютант Шарль Монтолон.
Ещё был генерал-адъютант Гаспар Гурго. Роли статс-дам играли жены Бертрана и Монтолона. Они же, по ехидному комментарию де Бальмена, скрашивали и сугубо мужской досуг императора. Разумеется, при полном непротивлении мужей. Помимо маршалов и секретарей, отставного императора обслуживали семь слуг, личный повар, два камердинера, метрдотель и конюх. Здоровье всех обитателей острова-тюрьмы, включая единственного узника, контролировал врач британского флота.
Тюремный Этикет
Обедали всегда с серебряной посудой, украшенной позолоченными орлами, которые были выгравированы даже на крышках кастрюль. Кофейный сервиз из севрского фарфора использовали для завтрака. Позолоченный кофейник был также из чистого серебра. Зал императора украшал и трофей московского похода 1812 года — пузатый серебряный позолоченный самовар с отчеканенными на боках золотыми медалями. Фарфоровые чашки с видами Египта навевали воспоминания о Египетском походе французской армии.
Пока Наполеон не спеша вкушал блюда, рядом навытяжку стояли в парадной форме английский офицер, оба камердинера и метрдотель. Во время трапезы императора мадам Бертран или мадам Монтолон в полном наряде играла мелодии на клавесине. После обеда Бонапарт обычно пил кофе на открытой террасе дворца, любуясь видами на море. А когда погода не позволяла, развлекался в гостиной за шахматным или карточным столом под треск пылающих в камине дров. Партнёрами были ближайшие придворные либо комиссары от монархий-победительниц. Особенно радовался экс-император, когда ставил мат на шахматной доске англичанину.
Наполеон мог по желанию совершить конную прогулку в сопровождении главного конюшего и английских офицеров. Британцы вообще были тенью заключённого Бонапарта. Особо ревностно они следили, чтобы французский император не писал ничего лично: ни писем, ни мемуаров, ни коротких записок. То есть Лондон, Вена и Петербург дозволяли жить человеку, привыкшему к кипучей и масштабной деятельности, исключительно зоологической жизнью. Он мог есть, пить, развлекаться, отдыхать, вступать в связь с женщиной, но ничего более. И это полуживотное состояние для него было самой тяжкой пыткой.
Бюджет микроимперии
Отправляя в повторную и, как оказалось, в пожизненную ссылку сверженного Бонапарта, страны-победительницы Англия, Россия и Австро-Венгрия условились оплачивать содержание пленника на паях. Смета была рассчитана исходя из того, что двор, охрана, обеспечение и снабжение островной микроимперии французского императора будут составлять 800 франков в сутки. Это 292000 франков в год. Сигналом к тому, что в Лондоне приняли решение о ликвидации опасного узника, стал отказ платить ежегодную «английскую долю».
Произошло это в конце 1820 года. Следующим, кто прекратил финансирование элитной тюрьмы, стал австрийский банк. Тогда Наполеон решил продать на лондонском аукционе свой серебряный императорский сервиз — тот самый, с орлами. И выручил на содержание своего двора колоссальную по тем временам сумму — 200 тысяч франков золотом! С русской долей эта сумма позволяла содержать свой двор почти целый год. Кстати, русский император Александр I был единственным, кто исправно выплачивал свою долю расходов по содержанию знатного пленника вплоть до его кончины.
Гвардия, в авангард!
По мере того как зрело решение об умерщвлении опасного заключённого, английская охрана всё холоднее относилась к Наполеону. Часовые перестали отдавать честь при встрече, английские офицеры и генерал прекратили играть с ним в шахматы и пить кофе.
Причина была и в том, что в Париже, при дворе реставрированной монархии короля Людовика, был раскрыт очередной заговор бонапартистов. Полковник французской армии, ветеран старой гвардии Бонапарта де Мюррен попытался высадиться на остров Святой Елены в качестве частного лица с намерением встретиться со своим бывшим главнокомандующим, дабы написать его портрет для Парижской академии наук.
А возможно, чтобы передать ему очередной план побега. Но английская охрана оказалась на высоте: полковник де Мюррен к Наполеону так и не попал. Но именно тогда в Лондоне окончательно поняли, что риск возрождения Бонапарта будет существовать до тех пор, пока физически существует сам бывший император. Вероятнее всего, именно после этого случая английскому доктору отправили яд для его августейшего пациента.
Великий Наполеон Бонапарт скончался в субботу 5 мая 1821 года, в 17 часов 49 минут. Его последними словами были: «Гвардия, в авангард!».
Химический анализ сохранившихся волос бывшего императора Франции, произведённый уже в XX веке, доказывает ненормальную концентрацию мышьяка. Похоже, британцы страшились французского льва, даже находящегося в клетке…
Сорванный побег
Художниками узник острова Святой Елены Наполеон Бонапарт всегда изображался в мундире французской армии. Правда, без знаков различия: эполет и шевронов. По свидетельству российского представителя, комиссара графа де Бальмена, бывший император в последний год жизни обычно носил лишь охотничий костюм. По сути, это штатское платье, только в стиле милитари. Таково было условие англичан, до последних дней опасавшихся высадки своего почётного пленника на берег Франции в мундире полководца.
Однако единственная зафиксированная попытка освобождения Наполеона с острова Святой Елены оказалась неудачной. Бдительная охрана сумела обнаружить и задержать секретаря императора Лас Каза, флажным семафором сигнализировавшего таинственному паруснику на горизонте. Неизвестное судно отогнал британский фрегат, а самого Лас Каза сослали на самый юг Африки — в британскую колонию мыса Доброй Надежды.
Что за таинственная шхуна это была? Ряд источников полагают, что её наняли французские эмигранты из США для вызволения Наполеона с последующей целью нанести удар по Англии. Но, как видим, план не удался.