Руины Саньсиндуй все еще таят в себе много загадок
Обнаружение следов древнейшей культуры в прошлом веке стало одной из крупнейших археологических сенсаций столетия. Больше двух тысяч нефритовых и бронзовых реликвий, датируемых третьим тысячелетием до нашей эры, нашли рядом с городом Гуанхань на юго-западе провинции Сычуань. Руины Саньсиндуй все еще таят в себе много загадок, и доказательством этому - находка китайских археологов.
Из-за сильно пересеченной местности трактор к входу в гробницу пройти не сумел. С помощью стального троса рабочие сдвигали с места семитонную каменную глыбу, закрывавшую проход в туннель, наконец путь был открыт и экспедиция стала медленно спускаться в туннель. Это происходило в гористой местности восточной провинции Янцзу.
На глубине 70 метров исследователи оказались в узкой штольне, воздух был спертым. Однако вдруг проход расширился и перед археологами открылся просторный зал. Свет фонарей выхватил из кромешной темноты сокровища, которыми покойного снабдили в загробную жизнь. Тускло мерцали груды золотых монет, скульптурки и обшитое, нефритовыми пластинками одеяние, похожее на скафандр инопланетянина.
Мятежник в саркофаге
Китайские археологи не впервые обнаруживают нефритовый саркофаг. Однако нынешняя находка вызвала среди ученых особый интерес. Дело в том, что подземный мавзолей принадлежал местному правителю Лю-Ву, который жил и трагически погиб во втором столетии до нашей эры.
В 154 году до н. э. в Китае разгорелась острая борьба за власть. В ту пору император Йингди повелевал 50-миллионным Серединным царством. Он попытался ограничить полномочия провинциальных князьков, которые в своих уделах чувствовали себя безраздельными властителями. Семеро из них отважились бросить вызов Трону дракона, подняв вооруженное восстание. В мятеже против императора участвовала примерно половина Китая.
Среди них находился и Лю-Ву, правитель в провинции Чу. Это был человек безжалостный и распутный. Советники, которые попытались отговорить его от участия в мятеже, были казнены. Вспыхнула гражданская война. Могучая императорская армия отправилась в военный поход. Приказ императора гласил: безжалостно расправиться с мятежниками. Впереди катили боевые колесницы, за ними двигались полчища арбалетчиков и вооруженных длинными мечами пехотинцев. На воинах были Кадеты кожаные панцири, которые для прочности покрывались слоем лака.
Мятеж был жестоко подавлен. Императорский генералиссимус окружил мятежное войско, перекрыв пути подвоза продовольствия. Голод сломил волю повстанцев. Шесть провинциальных правителей предпочли покончить жизнь самоубийством, седьмой был схвачен и публично казнен.
Среди шестерых самоубийц находился Лю-Ву. Желая избежать участи, уготованной поверженному полководцу согласно древнекитайской пословице «победителя – в военные министры, побежденного – в кипящий котел», он, как записано в грамотах, задушился. Способ самоудушения остался неизвестен историкам.
Любопытный факт, установленный китайскими археологами благодаря последней находке: клятвопреступник Лю-Ву был похоронен со всеми почестями. Почему? Эту загадку предстоит разгадать…
Работы археологов в провинции Янцзу длились более десяти лет. Археологи сантиметр за сантиметром продвигались к входу в мавзолей Лю-Ву сквозь твердую скальную породу, Шеститонный валун был лишь последней стадией. Зато за свой кропотливый и тяжкий труд ученые были с лихвой вознаграждены. Рядом с нефритовым одеянием Лю-Ву лежали груды монет – всего 176 тысяч штук, арсенал оружия, сотни нефритовых статуэток, изображающих главным образом цикад и танцовщиц, а также 200 печатей и штемпелей. Они особенно ценны, ибо, как убеждены археологи, помогут внести немало уточнений в политическую систему Древнего Китая.
Особый интерес представляет каменное одеяние, в котором был погребен Лю-Ву. Оно «сложено» из четырех тысяч нефритовых пластинок. Эксперты говорят, что это самый прекрасный саркофаг из всех до сих пор найденных. Он частично разрушен и сейчас реставрируется.
До сих пор найдено 40 чешуйчатых саркофагов, большинство из них плохо сохранились. В «моду» они вошли в Древнем Китае во времена династии Хан (206 год до н. э. – 24-й н. э.(. Наиболее интересный принадлежит правителю Лю-Ченю«- с осени прошлого года он выставлен на обозрение в Лондоне в Британском музее.
Возникновение погребального «нефритового» культа связано с древнекитайской магией. Согласно поверью, бледно-зеленый мерцающий нефрит имеет магическое действие, даря усопшему вечную жизнь и оберегая труп от разложения. Уже в конце каменного века этот минерал использовался китайцами для поделок и погребальных ритуалов.
Покойникам из бедноты лишь клали в рот маленькую нефритовую пластинку. Однако не экономили на минерале, когда хоронили императора или других знатных особ – совершавшие погребальный обряд священнослужители затыкали нефритовыми пробками все девять отверстий на теле покойного. Затем его тело помещали в украшенное нефритовыми пластинками одеяние. Драгоценные погребальные одежды изготовлялись в специальных императорских мастерских. Ремесленники шлифовали камень и пластинки нанизывали на материал с помощью золотой или серебряной нити. Саркофаг Лю-Ву был, кроме того, украшен поясом с четырьмя пуговицами из чистого золота.
Кстати, заметим: мнение о том, будто нефрит имеет бальзамирующий эффект, является ошибочным. Тела древнекитайских правителей, которые со всех сторон были обложены нефритом, полностью истлели. Ничего не осталось и от праха Лю-Ву., Когда учёные открыли его саркофаг, то обнаружили там лишь горстку пыли.