/ Новости сайта / Космос / Странная рябь обнаружена на краю Солнечной системы
12.10.2022

Странная рябь обнаружена на краю Солнечной системы

Появление ряби подтверждается старыми и новыми исследованиями, но причины ее возникновения остаются загадкой.

Солнечная система и ее границы

Внутри нашей планетной системы солнечный ветер имеет сверхзвуковую скорость. У ее границы скорость падает до звуковых значений, и солнечный ветер начинает взаимодействовать с окружающим межзвездным веществом. Область, в которой происходит его окончательное торможение, называется гелиопаузой. Она является границей всей гелиосферы, пишет ScienceAlert.

Оба зонда «Вояджер» пересекли гелиопаузу и теперь фактически путешествуют по межзвездному пространству, предоставив нам первые измерения этой смещающейся границы на месте. На околоземной орбите есть еще один инструмент, который помогает ученым наносить на карту границы гелиопаузы. Речь идет об американском научно-исследовательском спутнике IBEX.

IBEX измеряет заряженные нейтральные атомы, которые образуются, когда солнечный ветер сталкивается с межзвездным ветром на границе Солнечной системы. Некоторые из этих атомов катапультируются дальше, а другие отбрасываются обратно в сторону Земли. Если принять во внимание силу солнечного ветра, породившего их, нейтральные частицы с энергией, которые возвращаются к нам, можно использовать для картирования формы гелиопаузы. Это немного похоже на космическую эхолокацию.

Трехмерная визуализация гелиопаузы, показывающая огромную рябь. Фото: Zirnstein et al., Nat. Astron., 2022
Рябь обнаружена на краю Солнечной системы

Группа ученых во главе с астрофизиком Эриком Зирнштейном из Принстонского университета изучила данные двух «Вояджеров» и показания IBEX прошлых лет и обнаружила нечто необычное: на «снимке» границы гелиопаузы появилась огромная рябь в масштабе десятков астрономических единиц (одна астрономическая единица — среднее расстояние между Землей и Солнцем).

Специалисты предполагают, что рябь связана с изменениями формы гелиопаузы. И эти изменения нельзя назвать незначительными. К сожалению, пока это все, что можно сказать. В 2025 году в космос будет отправлен новый зонд для измерения эмиссии энергичных нейтральных атомов с более высокой точностью и в более широком диапазоне энергий. Это, по словам ученых, поможет ответить на вопросы о странном, невидимом, «морщинистом» пузыре, который защищает нашу маленькую планетную систему от странностей большого космоса.

Источник:  https://hi-tech.mail.ru/