/ Новости сайта / Космос / Мощнейший гамма-всплеск достиг Земли
18.10.2022

Мощнейший гамма-всплеск достиг Земли

Астрономы никогда не видели ничего подобного. 9 октября 2022 года спутники на околоземной орбите зафиксировали самый сильный гамма-всплеск (GRB) в современной истории: GRB221009A.

Насколько оно было сильным? Это заставило электрические токи течь через поверхность нашей планеты. Доктор Эндрю Клекочук из Тасмании зафиксировал эффект с помощью антенны Earth Probe.

Синяя кривая — это сигнал от антенны Клекочука, которая регистрировала ОНЧ-токи (очень низкие частоты) в почве во время взрыва. Оранжевая кривая показывает всплеск гамма-излучения, зарегистрированный телескопом STIX на европейском космическом корабле Solar Orbiter, одном из многих космических аппаратов, зафиксировавших это событие. Формы сигналов почти идеально совпадают.

«Я климатолог из Австралийского антарктического отдела — это моя повседневная работа, — говорит Клекочук. «СНЧ — это мое хобби. Я начал проводить измерения ОНЧ-радио в 1970-х годах, когда учился в старшей школе. Это первый раз, когда я обнаружил гамма-всплеск».

Необычная «радиостанция» Клекочука использует саму Землю в качестве гигантской антенны. В его саду есть два металлических шипа, воткнутых в землю на расстоянии 75 метров друг от друга. Они подключены к приемнику через подземные провода. В последние годы радиолюбители экспериментировали с этой странной антенной для обнаружения ОНЧ-радиосигналов, вращающихся вокруг нашей планеты в волноводе Земля-ионосфера . Земная кора образует одну из стенок волновода, что позволяет антеннам Earth Probe обнаруживать удаленные передатчики.

«Во время гамма-всплеска я обнаружил мерцание с нескольких станций», — говорит Клекочук, который сделал эту карту, показывающую пути передачи, освещенные гамма-всплесками.

С 1983 года исследователям известно , что гамма-всплески могут ионизировать атмосферу Земли и, таким образом, нарушить работу большого волновода. Кажется, это первый случай, когда кто-либо зафиксировал эффект с помощью антенны Earth Probe.

Вспышка 9 октября потрясла астрономов. Взгляните на твит Фила Эванса из Университета Лестера: «Он яркий. Очень яркий... очень яркий». Эванс работает с данными гамма-обсерватории НАСА Swift, и переполняющий сигнал, по-видимому, сломал часть его программного обеспечения для построения графиков.

Данные с космического корабля НАСА с тех пор точно определили всплеск. Он пришел из пыльной галактики на расстоянии 2,4 миллиарда световых лет и почти наверняка был вызван взрывом сверхновой, породившим черную дыру. На самом деле это самый близкий гамма-всплеск из когда-либо зарегистрированных, что объясняет его экстремальную интенсивность.

Между тем, другие наблюдатели в Великобритании и Германии также сообщили об ионосферных возмущениях, вызванных вспышкой. Все они использовали обычные надземные антенны.