/ Новости сайта / Тайны истории / Люди, но не совсем: В Денисовой пещере раскрывается странная история нашего происхождения
13.04.2023

Денисова пещера - место одного из самых важных этапов в истории человечества. Пещера не только содержит свидетельства существования Homo sapiens и неандертальцев, но в течение нескольких лет она была единственным местом, где были найдены останки наших менее известных сородичей - денисовцев. В пещере даже обнаружены останки родственных гибридов, что указывает на то, что это загадочное место было связано с межвидовым смешением, которое до сих пор живет в нашем геноме.

Денисова пещера находится на высоте 700 метров в холмах Бащелакского хребта Алтайских гор на юге России. Считается, что она была названа в честь старого отшельника, жившего в пещере, известного как Дьонисий.

В пещере имеется множество слоев отложений, каждый из которых представляет собой отдельную главу ее богатой истории. Многие слои отложений богаты останками десятков видов животных, включая вымершие виды, такие как пещерные гиены и пещерные львы.

Что еще более важно, в пещере было по крайней мере четыре основных периода обитания гомининов: три периода людей, которые появились около 40 000 лет назад, 16 000 лет назад и 8 000 лет назад, но начался он с денисовцев около 160 000 лет назад.

Этот вид был обнаружен только в 2010 году, когда исследователи нашли в пещере кость пальца. На основании анализа ДНК они поняли, что эта кость принадлежала молодой женщине из ранее неизвестного вида гоминин, которые стали известны как денисовцы.

Названные в честь самой пещеры, денисовцы являются родственными видами Homo sapiens и неандертальцев. Они, вероятно, отделились от нашей линии примерно 300 000 - 400 000 лет назад, то есть относительно недавно. Это позволяет предположить, что они выглядели и вели себя примерно так же, как Homo sapiens, хотя мы можем только догадываться, как они выглядели на самом деле.

С момента открытия в 2010 году в Денисовой пещере были обнаружены окаменелости пяти денисовцев, а также один экземпляр из карстовой пещеры Байшия на Тибетском нагорье.

Еще один захватывающий момент в истории Денисовой пещеры произошел в 2018 году с обнаружением фрагмента кости возрастом 40 000 лет. Примечательно, что он содержал ДНК, которая доказала, что он принадлежал гибридной женщине, имевшей мать-неандерталку и отца-денисовца. Эта удивительная девочка-подросток известна под именем "Денни".

Если мы посмотрим на ДНК большинства современных людей, то увидим, что в ней все еще присутствуют гены неандертальцев. Известно также, что гены денисовцев сохранились в генетике некоторых людей, живущих в Юго-Восточной Азии. Это объясняется тем, что все эти виды скрещивались друг с другом в разные периоды на протяжении последних 65 000 лет. Хотя свидетельства этого смешения легко найти в нашей ДНК, Денни является ярким - и очень "человеческим" - его представителем.

Есть даже свидетельства того, что ранние люди в Денисовой пещере обладали тонким вкусом к искусству и красоте. Наряду с множеством предметов из кости и бивня, археологи, работающие в Денисовой пещере, обнаружили браслет из полированного зеленого хлоритолита.

Мало того, что браслет и сегодня выглядит потрясающе, но есть свидетельства того, что он был изготовлен с помощью какого-то сверла, а затем отполирован. Предполагается, что браслет был создан неандертальцами, которые известны своей креативностью.

Денисова пещера подарила нам бесчисленное количество научных открытий, и трудно представить, что еще больше находок не лежит там, среди слоев грязи, ожидая своего часа. В целом, это малоизвестное место показывает, что история людей более загадочнее, чем мы могли себе представить.