Ученые испугались: вечная мерзлота обнажила «мумии» Монгольской империи
Могилы 13-го века содержат кожу, золото, шелк и свидетельства того, что монголы очень любили молоко яка.
Иногда изучение мумифицированных останков может рассказать очень многое.
Вечная мерзлота восточноевразийских гор медленно тает, помогая обнаружить захороненные тела внушающей страх Монгольской империи, а также выяснить, какое молоко любили древние кочевники.
Мумии Монгольской империи
В новом исследовании авторы изучили остатки кладбища на так называемом участке Хориг, расположенном высоко в горах Ховсугол. Датировка предполагает, что кладбище функционировало в 13 веке, начиная примерно со времени объединения Монгольской империи в 1206 году н.э.
Это был год, когда великий Чингисхан был провозглашен правителем всех монголов. С помощью бесстрашной конной армии он начал серию кровавых военных кампаний по всей Азии, заложив основы крупнейшей в истории империи на сопредельных территориях, которая простиралась от тихоокеанского побережья Азии до Восточной Европы. Мир навсегда перестал быть прежним.
В 2018 и 2019 годах скелеты 11 человек были обнаружены на элитном месте захоронения после того, как они частично обнажились в результате таяния вечной мерзлоты. Тела все еще были в удивительно хорошем состоянии, несмотря на то, что им было более 800 лет, благодаря минусовым температурам, сохранившим останки.
Ученые были особенно взволнованы, обнаружив свидетельства присутствия яков в гробнице, поскольку животные играют чрезвычайно важную роль в культуре людей в высокогорных регионах восточной Евразии. Они также чрезвычайно практичны для жизни в этих суровых условиях, обеспечивая высококалорийную пищу, густую шерсть для теплого текстиля и жир для изготовления полезных товаров, таких как свечи.
«Нашей самой важной находкой была знатная женщина, похороненная в шляпе из бересты, называемой богтог, и шелковых одеждах, изображающих золотого дракона с пятью когтями. Наши протеомные анализы показали, что она при жизни пила молоко яка, — говорится в заявлении Алисии Вентреска-Миллер, доцента антропологии Мичиганского университета. — Это помогло нам убедиться в том, что это культовое животное почиталось в регионе и было атрибутом правителей».