/ Новости сайта / Археология / Неандертальцы на Северном Кавказе: две культурные традиции и контакты между группами
26.04.2023

Неандертальцы, предки современных людей, заселяли Европу и Азию около 650 тыс. лет назад. Недавно Российские археологи изучили артефакты и орудия труда, найденные в ходе раскопок в пещере Мезмайская и в гроте Сарадж-Чуко на Северном Кавказе. Исследователи обнаружили две различные культурные традиции неандертальцев, которые могли контактировать и обмениваться орудиями труда.

По словам старшего научного сотрудника АНО "Лаборатория доистории" Екатерины Дороничевой, одна группа неандертальцев пришла на Северный Кавказ из Восточной Европы, а другая - из Юго-Западной Азии. Ученые выяснили, что две подобных отдельных группы древних людей, происходивших из разных регионов Евразии, одновременно жили на территории Северного Кавказа на излете эпохи оледенения, около 100-90 тыс. лет назад.

Анализ свойств артефактов показал, что неандертальцы использовали битум в качестве клея. Исследователи сравнили устройство рубил, наконечников копий, скребков и других орудий труда с Северного Кавказа с аналогичными находками на иных стоянках неандертальцев. Форма и техника обработки орудий из Мезмайской пещеры позволяет отнести их к микокской культуре, самой распространенной культурной традиции неандертальцев в Центральной и Восточной Европе. Артефакты из грота Сарадж-Чуко, изготовленные по большей части из вулканического обсидиана, относятся к загросской мустьерской культуре, распространенной на Армянском нагорье и Малом Кавказе.

Исследователи считают, что в конце ледниковой эры Северный Кавказ населяли две разных группы неандертальцев, которые проникли в регион с юга и северо-запада. Обе группы неандертальцев поддерживали контакты друг с другом, что подтверждается находкой орудий "чужой" культуры в Мезмайской пещере и в гроте Сарадж-Чуко. Последующее изучение стоянок древних людей на Кавказе, как надеются ученые, подтвердит эту гипотезу.

Интересно отметить, что несколько волн миграций неандертальцев были обнаружены при анализе ископаемой неандертальской ДНК. Также признаки существования нескольких обособленных популяций Homo neanderthalensis были выявлены исследователями. Это свидетельствует о том, что неандертальцы были разнообразной группой древних людей, которые населяли различные регионы Евразии.