Снижение высоты полетов самолетов может помочь в борьбе с глобальным потеплением
Исследование, опубликованное в журнале Environmental Science & Technology, утверждает: если самолеты будут летать примерно на 2000 футов (610 метров) ниже, чем сегодня, это более чем вдвое уменьшит вклад конденсационных следов авиатранспорта в глобальное потепление. Кроме того, корректировке маршрута в таком случае подлежат менее 2% всех авиарейсов — тех, в которых такие следы чаще всего образуются и задерживаются в атмосфере на достаточно долгое время.
Конденсационные — или инверсионные — следы возникают, когда горячий выхлоп авиационных двигателей попадает в холодную атмосферу при низком давлении. Влага конденсируется на частицах сажи и образует те самые белые полосы, которые мы часто видим в небе.
Большинство инверсионных следов исчезают за считаные минуты, но некоторые из них могут сохраняться до 18 часов, смешиваясь с другими следами и природными облаками. Такая «конденсационная облачность» задерживает длинноволновое инфракрасное излучение в атмосфере, способствуя ее нагреванию.
«Согласно нашему исследованию, изменение высоты небольшого количества полетов может значительно снизить климатические последствия авиационных следов, — говорит один из авторов работы Марк Стеттлер. — Очень небольшая доля рейсов ответственна за подавляющее большинство неблагоприятных воздействий на климат, а это значит, что мы можем сосредоточить свое внимание только на них».
График, который демонстрирует, что очень небольшое количество авиарейсов дает основную часть вклада в глобальное потепление за счет своих конденсационных следов / © Stettler, Teoh, Schumann, Mahjumar, Environmental Science & Technology, 2020
Ученые проанализировали данные о полетах в воздушном пространстве Японии в течение шести недель. Затем они построили модели полетов, в которых высоту некоторых рейсов уменьшали или увеличивали на две тысячи футов. Результаты моделирования показали, что уменьшение высоты полета лишь 1,7% рейсов привело к снижению парникового эффекта инверсионных следов на 59%. При этом построенные учеными модели учитывают увеличенное потребление топлива при полете в более плотной атмосфере.
Исследователи добавляют, что внедрение более экологичных видов авиационного горючего может снизить вклад инверсионных следов в повышение температуры воздуха на 90%. Тем не менее, чтобы точно оценить подобный эффект, ученым понадобится провести новое моделирование с большим количеством переменных.