Для чего учёные изучают шаманов?
О том, как наука исследует феномен шаманизма, «АиФ» поговорил с зав. Центром медицинской антропологии Института этнологии и антропологии РАН доктором исторических наук Валентиной Харитоновой.
Культурный шок
Дмитрий Писаренко, «АиФ»: Валентина Ивановна, зачем Академии наук понадобилось изучать шаманов?
Валентина Харитонова: Как зачем? Есть научные направления, которые давно сформированы. Шамановедение относится к религиоведению, с одной стороны, а с другой – к культурной и социальной антропологии. Это интересно этнографам, антропологам, психологам… Шаманы изучались издавна, традиционных шаманов описывали ещё первые путешественники по Сибири и Северу. На этой территории их изучают и современные учёные. Но сейчас есть и москвичи, считающие себя шаманами. Кстати, много шаманов, причём известных, вышло из стен факультета психологии МГУ. Например, его выпускница Алина Слободова стала шаманкой харнерского толка (школы, основанной американским антропологом Майклом Харнером). Другая, Вера Сажина, стала тувинской шаманкой. Один из местных стариков передал ей свои атрибуты, она считает себя его преемницей и даже камлает на тувинском языке, который специально выучила.
Шаманизм есть везде, на всех континентах, это общемировое явление. Поскольку его ритуалы яркие и красочные, они не могут не привлекать внимание учёных. Когда первые русские путешественники столкнулись с ним, для них, как нетрудно догадаться, это стало культурным шоком. О нём тогда говорили то как о психической аномалии, то как об особых религиозных воззрениях.
– А во времена СССР?
– Нельзя сказать, что шаманизм при советской власти исчез совсем, иначе бы он так быстро не возродился в 90-е. Между прочим, в сибирской глубинке я не раз слышала о том, что коммунисты первыми бежали к шаманам, когда им это было нужно.
Кстати, в СССР изучалось такое явление, как гипноз, а поскольку считается, что шаманы могут им владеть, то к ним был научный интерес со стороны нейрофизиологов. Скажем, Владимир Бехтерев не обходил вниманием эту тему. Его помимо гипноза интересовала и проблема телепатии – передачи мыслей.
– Тогда и у спецслужб должен быть интерес. Ведь гипноз и телепатию можно использовать в разведке – узнавать всякие тайны у врага.
– (Смеётся.) Я не работала со спецслужбами, поэтому не знаю. Их исследования засекречены. Но известно, что ЦРУ интересовалось темой индейских шаманов, так что, полагаю, советская разведка тоже не осталась в стороне.
«Ось сверхсознания»
– Вы ведь изучали мозг шаманов во время проведения ритуалов. Что удалось узнать?
– Да, под моим руководством работал проект, в котором участвовала профессор Нина Евгеньевна Свидерская из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Исследования велись преимущественно в Москве, но среди испытуемых были представители разных народов. Было у нас и два экспедиционных выезда в Южную Сибирь.
Мы хотели проверить, действительно ли шаман входит в изменённое состояние сознания (ИСС) и как при этом функционирует его мозг. На испытуемых (шамана и того человека, с которым он работал) надевали особые шапочки, которые фиксировали показания ЭЭГ, а специально написанная программа обрабатывала данные. Всё подтвердилось. Мы увидели, что активная работа мозга блокируется: погружаясь в ИСС, шаман переключает одни его зоны на другие. Если в обычном состоянии у испытуемых доминируют передние доли левого полушария и затылочные правого, то во время шаманских практик происходит наоборот: возбуждаются передние доли правого полушария и затылочные левого. Эти зоны отвечают за глубинную образность и внутреннее зрение. Свидерская считает, что у человека возникает «ось сверхсознания», так она называла это состояние. Похожую картину мы наблюдали у людей во время медитации. Правда, там общая картина зависела от типа медитации.
Надо сказать, что происходившее во время экспериментов не раз озадачивало исследователей. Конечно, любого должно удивить, когда кто-то начинает говорить на языке, которого он раньше не знал. Или когда испытуемый рассказывает что-то достоверное о человеке, которого видит первый раз.
– Чем может пригодиться изучение шаманизма? Допустим, могут ли его практики прийти в официальную медицину?
– В регионах, где традиционно развит шаманизм, одна из моих аспиранток недавно проводила опрос медиков. Выяснилось, что современные врачи в глубинке часто допускают, что какую-то помощь пациентам могут оказывать шаманы или знахари. И чем отдалённее регион, тем свободнее местные врачи к этому относятся. Мало того, в определённых ситуациях врач посылает пациентов к шаману, а шаман – к врачу. Так было всегда.
Сейчас интерес к шаманам есть у учёных во всём мире. Проводятся научные и научно-практические конференции, в которых участвуют исследователи из разных стран и университетов, академических учреждений. Издаются книги о шаманах. Иногда в таких конгрессах и конференциях участвуют практикующие шаманы. Интересно, что есть и учёные, которые прошли шаманские посвящения и сами стали шаманами (тот же Майкл Харнер, например, о котором я упоминала). Изучение шаманизма поможет нам лучше понять феномен человека, какие-то до сих пор не исследованные стороны его психики.
– Неужели вы как учёный можете признать, что в шамана входит дух другого человека – скажем, его предка?
– Нет, не могу (смеётся). Но я могу признать, что если кто-то ощущает, будто в него вселился некий дух, то это значит, что человек погрузился в определённое состояние сознания. Я как антрополог лишь описываю шаманские техники, но описываю их часто теми словами, которые используют сами шаманы. Да, для нас с вами камлание будет выглядеть как театрализованное представление с прекрасной актёрской игрой и пластикой. Но если вы спросите шамана, естественно, он вам скажет, что это был не он, а вселившийся в него дух шамана-предка, например. И будет утверждать, что его собственная душа в этот момент вышла из тела и оно будто бы стало пустым сосудом, в который вошёл чужой дух.
– Ещё считается, что шаманы способны менять реальность, воздействовать на погоду. Доводилось это видеть?
– Я наблюдала, например, ритуалы вызывания дождя. И иногда дождь действительно начинался, но у меня нет уверенности, что это не было простым совпадением.
Конечно, проще всего предположить, что шаман знает прогноз погоды, подстраивается под него. Но был такой случай. Мы находились в Туве, там стояла страшная засуха, пылали пожары. Нас сопровождал ныне уже покойный известный тувинский шаман Сайлык-оол Иванович Канчыыро, с нами были и два его московских ученика (один из них, кстати, выпускник всё того же факультета психологии МГУ). Нас попросили провести камлание на одном горном перевале, чтобы вызвать дождь, и так складывались обстоятельства, что дату для ритуала выбирала я, а не шаманы. Они втроём провели камлание, мы уехали, а после узнали, что вечером в этом районе пошёл сильнейший дождь, который лил несколько суток.
Комментарии 1
-4
Аня
29.02.2020 04:33
[Материал]
Явное неповиновение библейскому повелению остерегаться обаятелей, вызывающих духов, и волшебников. Итак, это один из видов поклонения, которые можно опознать как поклонение демонам. И как всякий вид спиритизма, все это основано на лжи сатаны, что якобы человеческая душа бессмертна (Екклесиаст 9:5; Иезекииль 18:4, 20). Второзаконии 18:10—12 говорится, что Бог ненавидит «гадателей, ворожей, чародеев, обаятелей, вызывающих духов, волшебников... ибо мерзок пред Господом всякий делающий это». Библия относит гадание и использование сверхъестественной силы к спиритизму. Злые духи могут манипулировать событиями в своих целях. Так или иначе, можно сказать со всей определенностью, что Бог осуждает спиритизм и что, занимаясь спиритизмом, можно попасть под власть злых духов (1 Царств 15:23; Эфесянам 6:12).
Демоны — это духовные создания, которые восстали против власти Бога в самом начале человеческой истории (Бытие 6:1—4; Иуды 6). Им ничего не стоит пронаблюдать за человеком на протяжении всей его жизни и сымитировать его внешность, голос и поведение. Их цель — обмануть людей и убедить, что Библия неправа. Неудивительно, что Слово Бога предостерегает нас от общения со злыми духовными силами, ведь сейчас они опасны так же, как и тогда (Второзаконие 18:10—12). Это объясняет, почему сегодня некоторые видят или слышат якобы умерших близких. Такие видения могут казаться безобидными, но нельзя забывать, что у злых духовных сил все та же цель — ввести людей в заблуждение (Эфесянам 6:12) Если бы после смерти люди продолжали жить и могли помогать своим родным и близким, разве наш заботливый Творец запретил бы общение с ними и считал бы его мерзким? Вряд ли (1 Петра 5:7). Так неужели мы никогда не увидим наших умерших близких? Создатель Вселенной Иегова позаботился не только о тех, кто жив, но и о тех, кто уже умер. Описав, насколько беспомощны мертвые, пророк Исаия сказал: «Твои умершие будут жить. ... Проснитесь и радостно восклицайте, лежащие в прахе!» (Исаия 26:19; Исаия 25:8 ). Затем в этом же пророчестве говорится, что «бессильные мертвые» вновь будут жить. (Иоанна 5:28) Только представьте: миллиарды людей, которые спят сейчас смертным сном, вновь обретут жизнь! Согласно Библии, Бог желает вернуть умерших к жизни (Иов 14:14, 15). Трудно ли вам в это поверить? Иисус Христос твердо верил в воскресение и даже говорил, что в глазах Бога мертвые уже живы (Луки 20:37, 38). Хотели бы вы иметь такую же твердую веру в воскресение? (1 Коринфянам 15: 12=26). Тогда продолжайте приобретать точные знания из Библии, и вы убедитесь в том, что Бог готов помочь живым и мертвым и что его обещания «верны и истинны» (Откровение 21:4, 5). В молитве к Богу Иисус произнес: «Чтобы иметь вечную жизнь, необходимо приобретать знания о тебе, единственном истинном Боге, и посланном тобой Иисусе Христе» (Иоанна 17:3). Если бы вам сказали, что какой-то человек спас вам жизнь, когда вы были еще ребенком, разве не захотелось бы вам узнать больше об этом человеке и о том, почему он вас спас? Бог , который подарил нам уникальный подарок — выкуп, хочет, чтобы мы не только познакомились с ним, но и стали его друзьями. «Приблизьтесь к Богу,— побуждает Библия,— и он приблизится к вам» (Иакова 4:8). |