/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Земля наклонилась на 12 градусов 84 миллионов лет назад, а затем выпрямилась
24.06.2021

Земля наклонилась на 12 градусов 84 миллионов лет назад, а затем выпрямилась

Если бы вы могли посмотреть на Землю из космоса во времена позднего мелового периода, когда на ней бродили тираннозавр рекс и трицератопс, то вам показалось бы, что вся планета опрокинулась на бок.

Согласно новому исследованию, Земля наклонилась на 12 градусов около 84 миллионов лет назад.

"Наклон Земли на 12 градусов мог бы повлиять на широту на такую же величину, - сказала Insider Сара Слоцник, геобиолог из Дартмутского колледжа и соавтор нового исследования.

Это примерно переместило бы Нью-Йорк туда, где сейчас находится Тампа, штат Флорида, добавила она.

Представьте себе Землю в виде шоколадного трюфеля - вязкий центр, заключенный в твердую оболочку. Центр состоит из полутвердой мантии, которая окружает жидкое внешнее ядро. Верхний слой трюфеля, земная кора, разделена на тектонические плиты, которые соединяются друг с другом, как пазл. Континенты и океаны располагаются на этих плитах, которые лежат на мантии.

Исследователи обнаружили, что между 86 и 79 миллионами лет назад кора и мантия вращались вокруг внешнего ядра Земли и обратно, в результате чего вся планета накренилась, а затем выпрямилась, как детская игрушка.

Использование магнитных пород для отслеживания опрокидывания Земли

Анализируя так называемые палеомагнитные данные, ученые могут составить картину того, какие тектонические плиты и где  находились миллионы лет назад.

Когда лава на стыке двух тектонических плит остывает, некоторые из образовавшихся пород содержат магнитные минералы, которые соответствуют направлениям магнитных полюсов Земли в момент застывания породы. Даже после того, как плиты, содержащие эти породы, сдвинулись, исследователи могут изучить это магнитное выравнивание, чтобы определить, где на карте мира в прошлом существовали эти природные магниты.

Авторы исследования изучили магнитное выравнивание древних известняков, собранных ими в Италии, и обнаружили, что земная кора перемещается примерно на 3 градуса каждый миллион лет во время наклона и возврата.

"Мы никогда не подозревали, что увидим такое полное событие в обе стороны", - сказал Insider Росс Митчелл, геофизик из Китайской академии наук и соавтор Слоцника.

Опускающаяся тектоническая плита могла вызвать наклон Земли

Представьте, что Земля похожа на вращающуюся юлу: Если вес вершины распределен равномерно, она должна вращаться идеально, без каких-либо колебаний. Но если часть веса сместится в одну или другую сторону, это изменит центр масс, что приведет к ее наклону в сторону более тяжелой стороны при вращении.

По мнению Слоцника, подъем горячих пород и магмы - известных как мантийные плюмы - из внешнего ядра в кору мог сыграть свою роль в изменении распределения массы Земли в позднем меловом периоде.

Однако Митчелл считает, что сдвиг тектонических плит может объяснить древний наклон Земли на 12 градусов. Когда более горячий и менее плотный материал из глубины мантии поднимается к коре, а более холодный и плотный материал опускается к ядру, эти плиты могут столкнуться. При столкновении одна плита погружается под другую.

До позднего мелового периода Тихоокеанская плита - самая большая тектоническая плита на Земле, простирающаяся на 40 миллионов квадратных миль под Тихим океаном - погружалась под другую плиту к северу от нее. Около 84 миллионов лет назад Тихоокеанская плита начала погружаться в другом направлении, под другую плиту на западе. Это изменение "вполне могло изменить буквальный баланс планеты", - сказал Митчелл.

Он не удивился, обнаружив, что Земля изменила направление и накренилась назад.

"Внешний слой планеты ведет себя упруго, как резиновый жгут, и после такого наклона он должен был вернуться к своей первоначальной форме", - сказал он.

ПС: Интересно то, что в данный момент с начала 2021 года не утихает, так называемая "Сейсмическая аномалия Луайоте", где происходят десятки мощных землетрясений на стыке Тихоокеанской и Австралийской тектонических плит.