Марсианский вертолет НАСА Ingenuity все еще летает
Спустя семь месяцев после первого эпического полета на Красную планету марсианский вертолет НАСА Ingenuity все еще продолжает свой полет, превосходя ожидания первоначальной миссии, к всеобщей радости и волнению. И все же мы до сих пор не можем насытиться умопомрачительными кадрами его путешествий.
Для маленького робота было запланировано всего пять полетов в разреженной атмосфере Марса, а он уже поднялся в воздух не менее 15 раз.
К настоящему времени Ingenuity уже практически профессионал в области полетов, но все равно не менее впечатляюще наблюдать, как вертолет поднимается в воздух, выполняя сложные маневры в мире, который так отличается от Земли. НАСА только что опубликовало кадры одного из самых сложных полетов - счастливый номер 13, который состоялся 4 сентября 2021 года.
Марсоход Perseverance, партнер Ingenuity по преступлению, запечатлел всю продолжительность полета с помощью Mastcam-Z, системы камер бинокулярного зрения Perseverance. Это не только поможет ученым на Земле изучить полет, но и позволит испытать приборы "Перси".
"Ценность Mastcam-Z действительно проявляется в этих видеоклипах", - сказал инженер Джастин Маки из Лаборатории реактивного движения НАСА.
Даже на расстоянии 300 метров (328 ярдов) мы получаем великолепный крупный план взлета и посадки через "правый глаз" Mastcam-Z". И хотя вертолет не более чем пятнышко на широком плане, снятом через "левый глаз", это дает зрителям хорошее представление о размерах среды, которую исследует Ingenuity".
Полет проходил в районе Сеитах кратера Езеро, где два роботизированных зонда вместе исследовали местность, собирая данные, чтобы ученые здесь, на Земле, могли изучить минеральный состав этого региона.
Целью полета было получение снимков скалистого обнажения с нескольких ракурсов с максимальной высоты 8 метров. Эти снимки были сделаны по просьбе научной группы Perseverance в дополнение к 10 снимкам, сделанным во время 12-го полета вертолета.
После взлета, при котором образовалась пыль, Ingenuity поднялся на максимальную высоту, после чего развернулся на месте и накренился на одну сторону для горизонтального полета к точке обзора, справа от поля зрения Perseverance. Через некоторое время он снова направляется в левую сторону и приземляется в нескольких метрах от точки взлета.
"Мы взлетели со дна кратера и пролетели над возвышенностью, прежде чем погрузиться в Сеитах", - сказал главный пилот Ingenuity Ховард Грип из JPL.
"Поскольку навигационный фильтр вертолета предпочитает ровную местность, мы запрограммировали путевую точку у линии хребта, где вертолет замедлил скорость и на мгновение завис. Наше моделирование полета показало, что эта небольшая "передышка" поможет вертолету держать курс, несмотря на значительные колебания рельефа. То же самое происходит и на обратном пути. Потрясающе видеть, как это происходит на самом деле, и это подтверждает точность нашего моделирования и наше понимание того, как лучше управлять Ingenuity".
До первого полета было неясно, полетит ли Ingenuity вообще. Атмосферные условия на Марсе значительно отличаются от земных; прежде всего, плотность атмосферы на Марсе намного ниже, что означает, что удержаться в воздухе намного сложнее.
Во время 13-го полета Ingenuity условия становились все более сложными из-за сезонных изменений, которые еще больше снижали атмосферное давление. Поскольку Ingenuity не был рассчитан на продолжение полета в течение нескольких месяцев, инженерам вертолета пришлось искать способы компенсировать это снижение плотности, вращая роторы еще быстрее, чтобы создать подъемную силу.
Пока это удается, но это создает дополнительную нагрузку на оборудование вертолета. Инженеры продолжают проводить испытания и внимательно наблюдают за Ingenuity во время полетов.