Особые условия Мексиканского залива смягчили массовое вымирание морской фауны в конце палеоцена
Пятьдесят пять миллионов лет назад в результате мощного, хоть и краткосрочного глобального потепления Мировой океан стал кислее, чем сегодня, что привело к массовому вымиранию морских животных. Однако в Мексиканском заливе дела обстояли значительно лучше, и причиной тому была уникальная геология этого места.
Пятьдесят пять миллионов лет назад, на границе палеоцена и эоцена, жизнь на планете Земля, все еще оправляющуюся от последствий предыдущего массового вымирания, постигла очередная неприятность — палеоцен-эоценовый термический максимум. Вулканическая активность привела к резкому (в течение всего 50 тысяч лет) выбросу в океан и атмосферу 12 триллионов тонн углерода, в результате чего температура на планете повысилась сразу на пять-десять градусов Цельсия.
Устье реки Миссисипи, впадающей в Мексиканский залив: если бы геологические процессы не развернули реки Северной Америки на юг, морской жизни в заливе пришлось бы тяжко / ©mississippiriverdelta.org
Особенно заметно последствия потепления сказались на Мировом океане: менялись течения и уровень солености, таяли полярные льды, из-за растворения в ней углекислого газа сильно закислялась вода. Некоторые животные смогли адаптироваться к таким изменениям, но другие, например фораминиферы, провалили «тест на прочность» и стали жертвами массового вымирания, унесшего до 50 процентов их видового разнообразия.
Не везде последствия вымирания ощущались одинаково, и некоторые места Мирового океана, такие как Мексиканский залив, пострадали сравнительно мало. Группа американских ученых решила выяснить причину. Для этого они изучили образцы древних отложений, собранные во время бурения нефтяных и газовых скважин.
Во всех образцах обнаружили окаменелости радиолярий — планктонных микроорганизмов, чей скелет обычно состоит из кремнезема. Судя по их обилию, во время термического максимума эти крошки процветали в водах залива, между тем многие другие части Атлантического океана стали практически непригодными для жизни. Вероятно, на их выживании сказались речные стоки, ведь в Мексиканский залив впадает Миссисипи — одна из самых полноводных мировых рек.
Но так было не всегда: примерно за 20 миллионов лет до начала потепления начали подниматься Скалистые горы, что перенаправило русла рек в сторону Мексиканского залива. С ростом мировых температур начали таять горные ледники, в результате увеличился сток питательных веществ, а в устьях рек залив оказался буквально битком набит едой для микроскопического планктона. Вероятно, поступление пресной воды ослабляло закисление морской, а благодаря сохраняющейся связи с Атлантическим океаном уровень солености не падал ниже критических значений.
Некоторые виды радиолярий: изобилие этих микроорганизмов говорит об избытке питательных веществ и нормальной солености воды / ©eurekalert.org
Особый интерес к вопросу о том, как морская жизнь пережила древнее глобальное потепление, вызывает нынешняя климатическая ситуация. Учитывая, что в год человечество выбрасывает в окружающую среду около 10 миллиардов тонн углерода, мы можем достигнуть уровня палеоцен-эоценового термического максимума всего за тысячу лет.
Возможно, обитатели уникальных мест, подобных Мексиканскому заливу, смогут пережить очередное испытание. Но вот жителям остальной части Мирового океана может так не повезти.