"Ледник Судного дня" в Антарктиде теряет лед быстрее, чем за последние 5500 лет
Так называемый ледник Судного дня в Антарктиде теряет лед самыми быстрыми темпами за последние 5 500 лет, что вызывает опасения относительно будущего ледяного щита и возможности катастрофического повышения уровня моря, вызванного таянием льда на замерзшем континенте.
Этот вывод был сделан в результате исследования доисторических морских отложений, найденных на берегах, окружающих ледник Твейтса и соседний ледник Пайн-Айленд, расположенных на Западно-Антарктическом ледниковом щите.
Таяние ледников Антарктиды, вызванное изменением климата, происходит быстрее, чем когда-либо в зарегистрированной истории, сообщили исследователи в журнале Nature Geoscience.
"Эти повышенные темпы таяния льда могут свидетельствовать о том, что жизненно важные артерии в сердце Западно-Антарктического ледникового щита были разорваны, что ведет к ускорению потока в океан, который потенциально катастрофичен для будущего уровня мирового океана в условиях потепления", - сказал в своем заявлении соавтор исследования Дилан Руд, ученый-землевед из Имперского колледжа Лондона.
"Не слишком ли поздно остановить это?" - спросил Руд. спросил Руд.
Как один из самых быстро тающих ледников Антарктиды, Thwaites получил прозвище "ледник Судного дня". С 1980-х годов Твейтс потерял примерно 595 миллиардов тонн (540 миллиардов метрических тонн) льда, что способствовало повышению уровня мирового океана на 4%. Твейтс и его северный сосед, ледник Пайн-Айленд, занимают огромные пространства: площадь Твейтса составляет около 74 130 квадратных миль (192 000 квадратных километров) (что делает его почти таким же большим, как Великобритания), а площадь Пайн-Айленда - 62 660 квадратных миль (162 300 квадратных километров).
Поскольку обращенные к морю концы ледников расположены над чашеобразным океаническим бассейном, оба ледника с нижней стороны подвержены воздействию потоков теплой, плотной, соленой воды. Эта теплая вода не только растапливает ледники там, где они выходят в море Амундсена, но и подтачивает их снизу, открепляя их от основных точек крепления, расположенных на севере. Кроме того, это таяние снизу ослабляет ледники и делает их более склонными к поверхностным трещинам, которые могут распространиться на весь ледниковый щит и потенциально привести к его разрушению. Если бы весь Западно-Антарктический ледниковый щит разрушился и растаял в море, это привело бы к повышению уровня мирового океана примерно на 11 футов (3,4 метра).
Чтобы сравнить скорость таяния ледников сегодня и в далеком прошлом, ученые искали улики на антарктических пляжах вблизи тех мест, где ледники уходят в океан. Лед утяжеляет сушу, поэтому по мере того, как часть этой замороженной массы таяла и стекала в море к концу последнего ледникового периода (около 11 500 лет назад), суша восстанавливалась, открывая берега, которые ранее были скрыты под волнами. Измерив возраст и высоту почти двух десятков береговых линий, ученые надеялись выяснить, как быстро лед исчезал с суши, прежде чем снова продвинуться вперед.
Исследователи определили возраст береговых линий, собрав древние раковины и крошечные фрагменты костей пингвинов, а затем проанализировали древние биоматериалы с помощью радиоуглеродного датирования. Этот метод позволяет определить возраст органического материала путем измерения количества углерода-14, радиоактивного изотопа углерода, или варианта с другим числом нейтронов, который встречается повсеместно на Земле и легко поглощается растениями и животными. Когда животные умирают, они перестают накапливать углерод-14 в своих тканях, а то количество, которое они уже поглотили, начинает распадаться. Период полураспада углерода-14 (или время, необходимое для распада половины углерода) составляет 5 730 лет, и ученые могут точно определить возраст животных, умерших тысячи лет назад, измеряя количество неразложившегося углерода-14 в останках.
Проведя датировку костей пингвинов и раковин с более чем 20 различных береговых линий, ученые обнаружили, что самый старый и высокий пляж начал формироваться примерно 5 500 лет назад. С этого момента и примерно до 30 лет назад потеря льда обнажала берега со скоростью около 0,14 дюйма (3,5 миллиметра) в год, сообщили исследователи. Но за последние три десятилетия скорость продвижения береговой линии резко возросла - до 1,6 дюйма (40 мм) в год.
"Хотя эти уязвимые ледники были относительно стабильными в течение последних нескольких тысячелетий, их нынешние темпы отступления ускоряются и уже повышают глобальный уровень моря", - сказал Руд.
Что это означает для будущего ледников и ледяного щита Антарктиды, а также для уязвимых береговых линий по всему миру, пока неясно. Выводы исследователей, хотя и вызывают тревогу, не касаются вопроса о том, сколько раз ледники могли отступать и переходить в новое состояние за всю историю наблюдений. Ученые надеются выяснить это, пробурив лед и взяв образцы горных пород из-под него, что может показать, обратимы ли нынешние темпы таяния или ледники действительно прошли точку невозврата.