Мозг не видит окружающую действительность, а только обрабатывает воспоминания
Группа исследователей из Бостонского университета предложила новую теорию сознания, согласно которой наш мозг на самом деле не имеет представления об окружающей действительности, а лишь обрабатывает подсознательные воспоминания, возникшие всего полсекунды назад.
Ученые считают, что их новая теория может объяснить, почему так трудно противостоять строгим диетам и импульсивному поведению, а также объяснить явления, которые не могут объяснить существующие теории.
"В двух словах, наша теория заключается в том, что сознание развивалось как система памяти, которая используется нашим бессознательным мозгом, чтобы помочь нам свободно и творчески представлять и планировать будущее", - сказал автор исследования Эндрю Будсон, профессор неврологии.
"Новым в этой теории является то, что она предполагает, что мы не воспринимаем мир, не принимаем решения и не действуем напрямую. Вместо этого мы делаем все эти вещи бессознательно, а затем, примерно через полсекунды, мы сознательно вспоминаем, что мы это делали".
Существует множество теорий сознания. Некоторые предлагают иерархическую схему, в которой мозг активно стимулирует или понижает когнитивные процессы до бессознательных или сознательных. Другие теории сосредоточены на том, могут ли определенные участки мозга генерировать правильную информацию, тем самым решая, является ли она сознательной или нет.
Однако все это предполагает непосредственную обработку стимулов, когда они поступают в мозг, и последующее принятие решений на основе данных внешнего или внутреннего контекста, что, по мнению Будсона и его команды, слишком медленно, чтобы объяснить быстрые рефлексы, наблюдаемые в спорте и других высокоэнергетических видах деятельности.
Теория исследователей предполагает, что стимулы поступают непосредственно в бессознательное, прежде чем мозг переводит их в сознание на основе воспоминаний о событии. А действия, которые мы считаем осознанными, на самом деле часто являются импульсивными.
По их мнению, это объясняет, почему мы делаем вещи, которые, как мы знаем, не должны делать, например, едим без остановки.
"Даже наши мысли обычно не находятся под нашим сознательным контролем. Именно из-за отсутствия контроля нам бывает трудно остановить поток мыслей, проносящихся в голове, когда мы пытаемся заснуть", - продолжает Будсон.
Используя эту теорию, ученые наметили клинические методы обучения, которые могут быть полезны при изучении последствий неврологических заболеваний, таких как деменция. Более того, если они правы, это может дать новые способы борьбы с компульсивным поведением и психическими расстройствами".
Их исследование было опубликовано в журнале Cognitive and Behavioral Neurology