/ Новости сайта / Космос / Над Землей пронёсся чрезвычайно мощный гамма-всплеск
15.10.2022

Над Землей пронёсся чрезвычайно мощный гамма-всплеск

Оценка: 0.0    2055 0 Космос

Гамма-всплески являются одними из самых внушительных явлений в галактике со времен Большого взрыва, и на выходных астрономы обнаружили самый мощный из них. Луч высокоэнергетического излучения, который оказался в 18 раз мощнее, чем существующий рекорд, пронёсся над Землей в воскресенье.

Сигнал, обозначенный как GRB 221009A, был зафиксирован 9 октября китайской обсерваторией LHAASO, хотя взрыв, вызвавший его появление, произошел 1,9 миллиарда лет назад. Гамма-всплеск пришёл со стороны созвездия Стрелы и был виден более десяти часов, что делает его одним из самых продолжительных всплесков.

Это не единственная странность. Было обнаружено, что гамма-всплеск 221009A излучает самую высокую энергию из всех когда-либо обнаруженных. Энергия этих всплесков обычно измеряется в гигаэлектронвольтах (ГэВ), но некоторые из них были зарегистрированы с энергиями около 1 тераэлектронвольта (ТэВ). Новый же гамма-всплеск достиг рекордных 18 ТэВ.

Самое интересное — то, что этот мощнейший всплеск пронёсся поразительно близко к Земле, и это та причина, по которой он так долго и хорошо был виден. Астрономы, наблюдавшие за этим событием, сообщили, что могут пройти десятилетия, прежде чем будет обнаружен ещё один такой яркий всплеск.

Орбитальная обсерватория Swift зафиксировала GRB 221009A после его обнаружения. Яркие кольца образуются в результате рассеяния рентгеновских лучей.

Хотя до сих пор неясно, что именно вызвало этот гамма-всплеск, главным подозреваемым выступает массивная звезда, которая в конце своей жизни коллапсирует в чёрную дыру. Этот процесс выбрасывает мощные струи частиц в космос, а также рентгеновские и гамма-лучи.

Стоит отметить, что, несмотря на свою интенсивность и близость, этот гамма-всплеск безвреден для Земли. Считается, что если один из них взорвется в нашем Млечном Пути, это может вызвать массовое вымирание. К счастью, гамма-всплески считаются относительно редкими событиями, а шанс того, что гамма-луч ударит прямо в Землю, ничтожно мал.

Источник:  https://www.ridus.ru/