/ Новости сайта / Космос / Открыта "раздутая" планета вдвое старше Земли
15.10.2022

Открыта "раздутая" планета вдвое старше Земли

Международная команда астрономов обнаружила ранее неизвестную экзопланету, отнесенную к классу горячих юпитеров. Ее особенностью является то, что эта планета оказалась "раздутой".

Статья исследователей появилась на сайте препринтов arXiv.org, а коротко об открытии рассказывает Phys.org. Очередной горячий юпитер был обнаружен транзитным методом. Новооткрытый инопланетный мир получил наименование NGTS-21b.

Горячими юпитерами называют экзопланеты, которые по характеристикам схожи с Юпитером, но при этом имеют очень малый период обращения вокруг своей звезды - менее 10 дней. Из-за близости к своим светилам такие объекты имеют крайне высокую поверхностную температуру. В данном случае новая планета оказалась примерно на треть крупнее и более чем в два раза массивнее Юпитера.

"Объект NGTS-21 наблюдался во время кампании 2018 года с 24 марта по 7 ноября, когда было получено 9157 изображений в течение 150 ночей с выдержкой 10 секунд на кадр…, - пишут исследователи. - Мощный сигнал был обнаружен через 1,5 дня. Начался процесс проверки, чтобы либо подтвердить сигнал как вероятное происходящий от горячего юпитера, либо опровергнуть его обнаружение".

Спустя четыре года после того, как впервые был замечен сигнал, существование этой планеты удалось подтвердить. Астрономы уточняют, что радиус NGTS-21b составляет 1,33 радиуса Юпитера, а его масса - 2,36 массы самой большой планеты Солнечной системы. Новооткрытый мир обращается вокруг своей звезды-хозяина примерно каждые 37 часов. Он расположен на расстоянии около 3,5 миллиона километров от звезды. Это означает, что равновесная температура на поверхности NGTS-21b составляет примерно 1083 градуса Цельсия.

Особое внимание авторы открытия обращают на то, что NGTS-21b, судя по его параметрам, является так называемым раздутым и массивным горячим юпитером. Ученые объясняют, что некоторые планеты-гиганты увеличиваются в размерах, когда их родительские звезды находятся в конце своей жизни. Возраст NGTS-21 оценивается примерно в 10 миллиардов лет, то есть его звезда-хозяин близка к своей "смерти". А сама планета более чем в два раза старше Земли. Отметим, что "раздутые" планеты известны астрономам уже почти два десятилетия, но до сих пор неизвестно, что именно вызывает процессы раздувания.

"Модели планетарной структуры без инфляции предполагают, что атмосфера этой планеты раздута примерно на 21 процент, в то время как инфляционные модели предсказывают радиус, соответствующий наблюдениям, таким образом указывая на звездное излучение как на вероятное происхождение увеличения радиуса NGTS-21b", - так авторы открытия объясняют "раздутость" новооткрытого мира.