Загадочная легенда о североамериканских "луноглазых людях"
В мире существуют легенды и сказания, которые стары и почти забыты. Когда-то эти легенды с гордостью передавались из поколения в поколение, но постепенно их поглотило неумолимое течение времени. И некоторые из самых загадочных преданий можно проследить на североамериканском континенте, где их когда-то бережно хранили коренные американские племена.
Когда европейские народы впервые ступили на американский континент, они вступили в контакт с различными племенами, многие из которых были совершенно разными по обычаям, внешнему виду и языку. И со времен этого первого контакта сохранились некоторые совершенно уникальные легенды, задокументированные в первозданном виде этими первыми летописцами.
Несомненно, самой загадочной из всех легенд коренных американцев является история о "луноглазых людях", таинственных белых людях, которые воевали и смешивались с коренными американцами задолго до прихода европейцев. Может ли быть хоть какая-то правда в этом мифе?
Вступая в контакт с коренным американским племенем чероки, европейские поселенцы обратили внимание на необычную легенду, которая существовала в племени на протяжении многих поколений. Даже в то время, примерно в середине 1700-х годов, эта легенда рассказывалась лишь несколькими старейшинами и вождями этого племени.
Все они рассказывали о таинственных луноглазых людях, уникальной "расе" людей, обитавших в регионе юго-восточной Америки до прихода чероки. Легенда гласит, что эти люди, якобы белые, были "неспособны видеть при дневном свете" и что они воевали с чероки. Последние изгнали этих "несчастных" и поселились на их землях, где они оставались на протяжении многих поколений.
Первое европейское документальное подтверждение легенды относится к 1797 году, когда известный американский ботаник и профессор Бенджамин Смит Бертон в своей книге пишет об этих древних луноглазых людях, очевидно, из первых уст. Он ссылается на полковника Леонарда Марбери, который служил посредником между американским правительством и племенем чероки. Бертон пишет: "Чираке рассказывают, что когда они впервые прибыли в страну, которую они населяют, они обнаружили, что в ней живут некие "луноглазые люди", которые не могли видеть днем. Этих несчастных они изгнали".
Валлийский морской исследователь Лайонел Уофер Вафер в своей книге "Новое путешествие и описание Американского перешейка", изданной в 1699 году пишет:
"Среди людей этой страны есть один столь необычный тип лица, что я никогда не видел и не слышал о подобных им ни в одной части света. Они белые, и среди них есть оба пола; они отличаются от других индейцев главным образом цветом кожи, но не только этим. Их кожа не такая белая, как у светлых людей среди европейцев, но скорее молочно-белая, светлее, чем у всех европейцев, и очень похожа на цвет белой лошади.
Ибо в них есть еще одно замечательное свойство: их тела по всему телу, более или менее, покрыты тонким коротким пухом молочно-белого цвета, который добавляет белизны их коже. У мужчин, вероятно, была бы белая щетина на бороде, если бы они не препятствовали этому своим обычаем постоянно выщипывать молодую бороду за корни.
Их брови также молочно-белые, как и волосы на голове, и очень тонкие, длиной шесть или восемь дюймов, и склонные к завиванию. И что еще более странно, их веки изгибаются и открываются в продолговатой фигуре, направленной вниз на углах, и образуют арку или фигуру полумесяца остриями вниз.
Отсюда, а также от того, что они видят так ясно, как в лунную ночь, мы назвали их луноглазыми. Ибо они плохо видят на солнце, даже в самый ясный день; глаза их слабы и слезятся, если солнце светит на них; так что днем они не выходят на улицу, если только это не пасмурный темный день.
Но несмотря на то, что днем они вялые, тупые и беспокойные, однако, когда наступают лунные ночи, они оживляются и становятся активными, бегают за пределами деревни и в лесу, скачут, как дикие утки; и бегают так же быстро, как лунный свет, даже во мраке и тени леса, как и другие индейцы днем, будучи такими же проворными, как они, хотя и не такими сильными и похотливыми.
Индейцы с медным цветом кожи, кажется, не уважают их так сильно, как индейцев своего цвета кожи, считая их несколько монстроподобными"
Со временем появилось множество других документальных подтверждений этих мифов, все они, как правило, приписывались чероки. Иезекииль Сэнфорд в своей "Истории Соединенных Штатов до революции" и Б. Р. Кэрролл в "Исторических сборниках Южной Каролины" упоминают "луноглазых людей" как предание чероки.
В 1902 году писатель Джеймс Муни попытался связать более раннюю историю Бенджамина Бартона с другими подобными рассказами, которые он собрал. Его книга "Мифы чероки" пересматривает работу другого раннего американского историка, Джона Хейвуда. Последний писал в 1823 году в своей книге "Естественная и аборигенная история Теннесси" о "белых людях, которые были частично истреблены, а частично изгнаны из Кентукки, и, вероятно, также из Западного Теннесси".
Хейвуд собрал рассказы чероки, передававшиеся из поколения в поколение, в которых описывалось, как они встретили "белых людей" на реке Литтл Теннесси. Там они обнаружили укрепления, в которых были "мотыги, топоры, ружья и другая металлическая утварь". Прибыв впервые в этот регион, чероки не встретили других аборигенов.
Согласно рассказам, они обнаружили ряд укреплений, которые тянулись вниз по реке Теннесси до ручья Чикамауга. Они также указали точное местоположение трех таких фортов. Очевидно, вторгшиеся чероки вели войну с этими белыми людьми, оттеснив их к устью Большой Чикамауги, где был заключен определенный договор, позволивший белым людям спокойно покинуть эту местность. Джеймс Муни также собрал два аналогичных независимых источника от более старых чероки, которые рассказывают о людях, "очень маленьких и совершенно белых", которые жили к северу от реки Хивасси, когда чероки впервые прибыли в этот район. Впоследствии они бежали на запад.
Однако одним из лучших источников для этой истории является рассказ раннего губернатора штата Теннесси Джона Севьера. В его время многие районы Аппалачей входили в состав народа чероки. Согласно некоторым источникам, Джон Севьер в 1782 году посетил уникальное место в Джорджии, "гору Форт". Там он встретился с почтенным вождем чероки Оконостотой, которому в 1782 году было 90 лет, и услышал от него уникальную историю, которую вождь узнал от своих предков. В этой истории "говорилось о том, что форт был построен белыми людьми из-за большой воды". Оконостота сказал, что эти люди "пересекли большую воду и сначала высадились у устья реки Алабама возле Мобила". Могли ли эти белые люди быть луноглазыми людьми?
Еще один миф коренных американцев неразрывно связан с историей о луноглазых людях. Это также относится к мифу о валлийском принце Мадоке аб Овайн Гвинедд, морском исследователе раннего средневековья. Согласно многочисленным мифам и сказаниям, молодой валлийский принц Мадок, спасаясь от междоусобной борьбы на родине, отправился в плавание на запад и в конце концов прибыл в Северную Америку. Предполагаемый год его прибытия на новую землю - 1170, что делает его предполагаемое открытие примерно на 300 лет раньше Христофора Колумба!
Эта история сохранилась как смутная устная традиция в самом Уэльсе, а также как миф среди коренных американских индейцев. Многие рассказывают, что валлийцы, ступившие на землю Америки, построили множество каменных крепостей, похожих на те, что были у них дома, и что они воевали и вступали в браки с коренными жителями.
Некоторые ранние рассказы европейцев описывают племена туземцев, которые не были похожи на всех остальных "краснокожих людей", они были похожи на европейцев, имели бороды, рыжие волосы и голубые глаза. В этих рассказах также говорится, что такие племена "валлийских индейцев" говорили на языке, странно похожем на валлийский, и что некоторые исследователи даже могли общаться с ними на этом языке.
Например, 26 ноября 1608 года Питер Уинн, член исследовательского отряда капитана Кристофера Ньюпорта, отправившегося в деревни монаконов, коренного племени, говорившего на языке виргинских сиуанов, написал письмо Джону Эгертону. В письме Ньюпорт сообщил Эгертону, что некоторые члены его партии считают, что произношение языка монаконов похоже на валлийский, на котором говорил Уинн, и попросил Уинна выступить в качестве переводчика.
Такие племена, как мандан, ранние исследователи считали потомством валлийцев, вступивших в брачный союз с аборигенами, поскольку мандан сильно отличались по внешнему виду и обычаям от других индейцев.
Одним из любопытных мест, которое может связать теории валлийских средневековых исследователей и луноглазых людей, является так называемая "гора Форт". Расположенная в штате Джорджия, эта гора хранит на своей вершине остатки грозной каменной крепости. Каменная стена длиной около 270 метров (885 футов) напоминает европейские традиции строительства замков и фортов.
Может быть, это остатки валлийских средневековых исследователей с лунными глазами? Местные легенды утверждают, что это так, и таблички на месте уверенно заявляют об этом. В связи с этим уникальная находка была связана как с этим, так и с другими подобными остатками фортов в регионе.
Об этом открытии упоминал еще Джон Севьер из Теннесси. Он писал в письме своему другу, майору Амосу Стоддарду, что вождь чероки Оконтостота, которому на тот момент было 90 лет, поделился преданием о том, что каменные остатки фортов вдоль реки Алабама, которые тянутся и в Джорджию, были "построены белым народом под названием "валлийцы" в качестве защиты от предков чероки, которые в конце концов изгнали их из этого региона".
Далее Джон Севьер упоминает о любопытной находке, сделанной в 1799 году: шесть скелетов в медных доспехах, на каждом из которых был выгравирован герб Уэльса. В связи с этим Севьер уверенно утверждал, что принц Мэдок и его валлийцы были первыми белыми людьми, достигшими Алабамы и Джорджии. Это же утверждение подтвердил в 1824 году известный писатель и историк Томас Хинд. В своем письме он писал о находке в 1799 году шести солдат, которые "были откопаны возле Джефферсонвилля, штат Индиана, на реке Огайо, с нагрудными знаками, на которых были изображены валлийские гербы".
Любопытно, что легенда о луноглазых людях существовала и среди чероки штата Огайо. Здесь некоторые местные старейшины и историки предположили, что луноглазые люди могут быть связаны со строителями курганов культуры Адена, датируемой уже 500 годом до нашей эры. Многое остается загадкой относительно этих строителей курганов в древней Америке. Могли ли они быть доисторическими белыми людьми каменного века, которые пересекли ледяные мосты и поселились на этой земле?
При раскопках курганов этой культуры были сделаны любопытные находки. Например, в кургане Крил в Западной Вирджинии были найдены останки "очень большого" скелета "некогда самого могущественного человека", который измерялся "шестью футами, 8 3-4 дюймами" (205 см) с головы до ног.
Могут ли луноглазые люди быть связаны с легендами о доисторических рыжеволосых и рыжебородых гигантах, которые оставили безошибочные следы на юго-востоке Северной Америки?
Реальность существования луноглазых людей подтверждается многими фактами, но мы все еще не до конца понимаем, кем они были и откуда пришли.