/ Новости сайта / Эпидемии / Исследование показало, что COVID вызывает пугающее старение человеческого мозга
12.12.2022

Исследование показало, что COVID вызывает пугающее старение человеческого мозга

Оценка: 0.0    1314 0 Эпидемии

Тяжелая форма COVID-19 вызывает резкое старение человеческого мозга, согласно посмертному анализу 54 здоровых и инфицированных людей. Авторы исследования говорят, что их исследование является первым, связавшим COVID-19 с молекулярными признаками старения мозга.

"Мы заметили, что экспрессия генов в тканях мозга пациентов, умерших от COVID-19, близко напоминала экспрессию генов у неинфицированных людей в возрасте 71 года и старше", - говорит ученый в области общественного здравоохранения Джонатан Ли из Гарвардского университета.

В выборку, состоящую из людей в возрасте от двадцати до восьмидесяти лет, вошли 21 человек, перенесший тяжелую форму COVID-19, один бессимптомный человек и 22 человека, не инфицированных коронавирусом.

Исследователи также сравнили свои результаты с неинфицированным человеком с болезнью Альцгеймера и другой группой из 9 неинфицированных людей с историей госпитализации или лечения на аппарате искусственной вентиляции легких.

Используя технологию секвенирования РНК в образцах префронтальной коры головного мозга, ученые обнаружили, что у людей с тяжелой формой COVID-19 наблюдались обогащенные паттерны генетической экспрессии, связанные со старением.

Мозг инфицированных выглядел более похожим на мозг пожилых людей из контрольной группы, независимо от их фактического возраста.

Проще говоря, гены, которые обычно повышаются при старении, например, связанные с иммунной системой, также повышались при тяжелой форме COVID-19.

В то же время гены, которые снижаются при старении, например, связанные с синаптической активностью, познанием и памятью, также снижались при тяжелой форме COVID-19.

"Мы также наблюдали значительные ассоциации клеточного ответа на повреждение ДНК, функции митохондрий, регуляции ответа на стресс и окислительного стресса, везикулярного транспорта, гомеостаза кальция и путей сигнализации/секреции инсулина, ранее связанных с процессами старения и старением мозга", - пишут авторы.

"В целом, наш анализ позволяет предположить, что многие биологические пути, которые изменяются при естественном старении мозга, также изменяются при тяжелой форме COVID-19".

С тех пор как новый коронавирус SARS-CoV-2 начал заражать людей в глобальном масштабе, ученые опасаются возможных долгосрочных последствий.

Повреждение мозга является одним из самых проблематичных последствий. Тяжелые случаи COVID-19 часто ассоциируются с туманом мозга, потерей памяти, инсультом, делирием или комой. В октябре 2020 года первое сканирование мозга пациентов с COVID-19 выявило тревожные признаки неврологических нарушений и расстройств.

Более поздние исследования показали, что даже легкая форма COVID-19 может влиять на мозг, хотя до сих пор неясно, как долго могут длиться эти изменения и как они сопоставимы с тяжелой формой COVID-19.

С каждым годом эксперты в области здравоохранения все лучше представляют себе долгосрочные последствия этой глобальной пандемии. По прошествии трех лет все выглядит не лучшим образом.

Результаты нынешнего исследования следуют за результатами другой работы, опубликованной ранее в этом году, в которой было установлено, что когнитивные последствия тяжелой формы COVID-19 эквивалентны примерно 20 годам старения.

Невропатолог Марианна Бугиани из Амстердамского университета сообщила изданию Nature, что новые результаты открывают "множество вопросов, которые важны не только для понимания болезни, но и для подготовки общества к тому, какими могут быть последствия пандемии".

Она также добавила, что эти последствия могут быть неясны еще много лет. А к этому времени мировое сообщество, вероятно, будет страдать от повторных случаев заражения COVID-19.

Кто знает, как многочисленные болезни повлияют на наши когнитивные способности в долгосрочной перспективе?

Интересно, что в текущем исследовании ученые не нашли генетических доказательств вируса SARS-CoV-2 в мозге инфицированных пациентов, что позволяет предположить, что неврологические последствия вируса могут быть не связаны напрямую с его присутствием в нервной системе.

Авторы, однако, обнаружили доказательства того, что фактор некроза опухоли (TNF), который связан с воспалением, старением мозга и вызванным старением снижением когнитивных способностей, присутствовал на более высоком уровне в мозге инфицированных людей.

Генетические факторы, связанные с противовирусным иммунным ответом, также были повышены.

Авторы утверждают, что оба этих пути "могут привести к значительным ухудшающим эффектам в мозге в отсутствие нейроинвазии SARS-CoV-2".

В свете своих выводов команда авторов говорит, что люди, выздоравливающие после COVID-19, должны пройти неврологическое обследование. Если самого присутствия этого нового вируса достаточно, чтобы вызвать воспаление в мозге, то возможно, что любой инфицированный человек подвергается риску ухудшения состояния мозга.

Пока эксперты не узнают больше, авторы говорят, что врачам и пациентам следует сосредоточиться на других факторах риска развития деменции, которые находятся под нашим контролем, таких как вес, употребление алкоголя и физические упражнения.

Избегать в будущем инфекции COVID-19 в меру своих возможностей также, вероятно, хорошая идея.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Aging.