/ Новости сайта / Космос / Открыт один из самых далеких и древних квазаров Вселенной
01.02.2023

Открыт один из самых далеких и древних квазаров Вселенной

Астрономы обнаружили на снимках немецкого телескопа eROSITA с российской орбитальной обсерватории "Спектр-РГ" пока самый далекий и древний небольшой квазар, который мы видим в том состоянии, в котором он находился всего через 848 млн лет после Большого Взрыва. Об этом сообщила во вторник пресс-служба немецкого Института внеземной физики (MPE).

"Мы не ожидали, что нам удастся открыть столь небольшой и далекий квазар в ходе первого же мини-исследования при помощи eROSITA. Этот объект стал самым далеким квазаром, который был случайно обнаружен в ходе наблюдений. Он обладает необычными свойствами для активного ядра древней галактики - этот квазар очень ярок в рентгеновском диапазоне и при этом он почти не излучает видимого света", - пояснил научный сотрудник MPE Жюльен Вольф, чьи слова приводит пресс-служба института.

Почти все ученые считают, что в центре каждой галактики обитает сверхмассивная черная дыра, поглощающая раскаленный газ и пыль. В прошлом ученые считали, что эти космические тяжеловесы возникли в результате многократных слияний черных дыр звездной массы, однако сейчас астрономы начали сомневаться в этом. Это связано с открытием нескольких гигантских черных дыр в первых галактиках Вселенной, чье обнаружение породило особенный интерес к изучению истории эволюции этих объектов.

Вольф и его коллеги открыли один из самых далеких древних квазаров в ходе анализа данных, которые собрал немецкий телескопом eROSITA в рамках наблюдательной программы eFEDS. Ее провели немецкие участники миссии "Спектр-РГ" еще в 2019 году, во время проверки работы научных инструментов обсерватории.

Уникальный древний квазар

Программа eFEDS была нацелена на составление обзора одного из участков ночного неба и поиски самых далеких и при этом тусклых источников ренгтеновского излучения в этом регионе космоса. В общей сложности астрономам удалось обнаружить свыше 27 тыс. далеких источников рентгена в созвездии Гидры и соседних областях неба, часть которых была впоследствии изучена при помощи наземного телескопа "Субару" и орбитальной обсерватории "Чандра".

Снимки показали, что один из обнаруженных eROSITA объектов, квазар J0921+0007, удален от Земли на большое расстояние среди всех известных небольших активных ядер галактик. Он расположен в 12,9 млрд световых лет от Млечного Пути, в результате чего мы видим его в том состоянии, в котором он находился всего через 848 млн лет после Большого Взрыва.

Последующее изучение J0921+0007 показало, что этот квазар сильно отличается по свойствам от других древних активных ядер галактик. Он обладает относительно небольшой массой - она примерно в 250 млн раз превышает солнечную, и при этом он поглощает большие количества материи, почти не вырабатывает видимого света, но при этом активно излучает энергию в рентгеновской части спектра.

Последнее, по мнению астрономов, стало причиной того, почему удалось фактически случайно открыть это древнее ядро галактики. Как надеются Вольф и его коллеги, последующий анализ данных, собранных eROSITA при составлении полной рентгеновской карты ночного неба, поможет понять, является ли J0921+0007 исключением из правил или типичным квазаром ранней Вселенной.