/ Новости сайта / Наука и Технологии / Найден мозг, который на 319 миллионов лет старше человеческого
03.02.2023

Найден мозг, который на 319 миллионов лет старше человеческого

Палеонтолог Мэтт Фридман из Мичиганского университета и его коллеги случайно совершили важное открытие: в давно забытой в запасниках университетского музея окаменелости были обнаружены остатки мозга возрастом 319 миллионов лет. На сегодняшний день это древнейший мозг любого позвоночного за всю историю наблюдений.

Исследование опубликовано в журнале Nature, а кратко его описывает Phys.org. Внимание Фридмана привлекла окаменелость, которая была найдена более века назад, а с 1925 года хранилась в музее Университета Мичигана.

Она представляет собой фрагмент черепа окаменелой рыбы возрастом 319 миллионов лет, который был поднят из угольной шахты в Англии. В ходе предыдущих исследований было установлено, что окаменелость принадлежит вымершей рыбе, одному из прародителей лучеперых рыб.

Много лет она не изучалась. Однако Фридман решил проанализировать окаменелость при помощи компьютерной томографии - технологии, которая попросту была недоступна его предшественникам. Сканирование принесло потрясающий результат - КТ выявило остатки окаменелого мозга, а также позволило уточнить идентификацию рыбы. Оказалось, что она принадлежит виду Coccocephalus wildi.

Это был очень ранний представитель рыб с лучевыми плавниками. Вероятно, существо обитало в эстуарии и питалось мелкими ракообразными, водными насекомыми и головоногими моллюсками. У этих рыб имелся позвоночник, поэтому найденный мозг автоматически стал древнейшим мозгом всех известных позвоночных.

Удивительно и то, что частички мозга сумели дойти до наших дней. Таких примеров наука почти не знает, ведь ткани любого мозга являются мягкими. Они практически не поддаются процессу окаменения. Однако в данном случае мягкие ткани мозга и черепных нервов в процессе окаменения были заменены плотным минералом, сохранившим в мельчайших деталях свою трехмерную структуру.

"Важным выводом исследования является то, что мягкие части мозга все-таки могут быть сохранены, поэтому нам стоит обратить внимание на известные окаменелости, - говорит Фридман. - Эта окаменелость, например, известна уже более 100 лет".

К слову, ведущим автором работы стал докторант Родриго Фигероа, который выполнил ее под руководством Фридмана. Он отметил, что внешне не впечатляющая и маленькая окаменелость не только показывает нам самый старый пример окаменелого мозга позвоночных, но и заставляет по-новому взглянуть на эволюцию мозга. Многие ранее признанные идеи теперь нуждаются в переработке, - отмечает Фигероа.

"При широкой доступности современных методов визуализации я не удивлюсь, если мы обнаружим, что ископаемый мозг и другие мягкие части на самом деле встречаются гораздо чаще, чем мы думали ранее, - говорит Фигероа. - Отныне наша исследовательская группа и другие будут изучать головы ископаемых рыб с новым взглядом на них".