/ Новости сайта / Космос / Потенциально обитаемый мир обнаружен в созвездии Лебедя
04.02.2023

Потенциально обитаемый мир обнаружен в созвездии Лебедя

Международная группа астрономов в рамках проекта CARMENES, предназначенного для поиска экзопланет в системах близлежащих красных карликов, открыла потенциально обитаемую планету. Интриги открытию добавляет то, что новый мир сопоставим по своим размерам с Землей и расположен относительно недалеко от нашей планеты.

Исследование опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics, а коротко о нем рассказывает Science Alert. Вновь открытая экзопланета находится в так называемой обитаемой зоне своей звезды, то есть на ней могут существовать условия, необходимые для поддержания на поверхности воды в жидком виде.

Планета находится в созвездии Лебедя всего в 31 световом году от нас. Отметим, что по космическим меркам это очень близко. Мир оказался твердым и каменистым. Кроме того, по своим параметрам он сопоставим с нашей планетой. Так, ее масса составляет 1,36 массы Земли.

Новый мир получил название Wolf 1069b, так как он вращается вокруг звезды Wolf 1069. Последняя, как и планета, была открыта группой астрономов во главе с Дианой Косаковски из Института астрономии Макса Планка в Германии. Уже известно, что экзопланета совершает один оборот вокруг своей звезды примерно за 15,5 земных суток. Но в отличие от Земли, на одной из ее сторон всегда царит день, а на другой - ночь.

Местоположение в так называемой обитаемой зоне - это, как говорят авторы исследования, уже первый шаг к сужению вопроса о том, может ли вновь открытый мир быть гостеприимным для жизни или нет. Не в пользу теории обитаемости говорит тот факт, что планета Wolf 1069b расположена очень близко к своей звезде - всего в 0,2 астрономических единицах, а одна астрономическая единица равна среднему расстоянию между Землей и Солнцем.

При такой близости, как отмечают астрономы, на поверхности планеты могла бы держаться крайне высокая температура, при которой существование жизни невозможно. Так и было бы, если бы звезда Wolf 1069 была подобна нашему Солнцу. Но она намного меньше и холоднее нашей звезды. Это означает, что и обитаемая зона системы Wolf 1069 расположена гораздо ближе к своей звезде, чем в нашей Солнечной системе (у нас обитаемая зона простирается от Венеры до Марса).

Также ученые подсчитали, хотя Wolf 1069b находится намного ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, получаемое ею излучение составляет лишь около 65 процентов от того, что Земля получает от Солнца. Это означает, что на поверхности Wolf 1069b держится температура около минус 23 градусов по Цельсию. По нашим представлениям, это слишком холодно для существования жидкой воды. Но астрономы отмечают, что планета может обладать атмосферой, данных о которой пока нет. А существование атмосферы способно изменить представления о ключевых параметрах, необходимых для жизни, в том числе и о температуре на поверхности вновь открытого мира.