/ Новости сайта / Космос / Вокруг карликовой планеты Квавар замечено таинственное кольцо
10.02.2023

Вокруг карликовой планеты Квавар замечено таинственное кольцо

Космический аппарат Cheops обнаружил таинственное и достаточно неожиданное для ученых кольцо, которое окружает карликовую планету Квавар. Оно представляет собой систему, которая опровергает имеющиеся представления о природе кольцевых систем.

Краткий отчет об исследовании опубликован на сайте Европейского космического агентства ESA. Необычное кольцо обнаружила миссия ExOPlanet Satellite (Cheops). Она провела наблюдения за карликовой планетой Квавар, входящей в нашу Солнечную систему. В результате было обнаружено кольцо, которое состоит из очень плотного материала.

Кольцевые системы давно известны ученым. Однако новая структура опровергла ранее выдвинутые теории о природе формирования таких систем и породила сразу несколько загадок. Например, ученых озадачило то, что кольцо расположено от планеты на расстоянии, почти в семь с половиной раз превышающем радиус Квавара. Они пока не могут дать ответ на следующий вопрос: почему этот материал не слился в маленькую луну?

В качестве примера для сравнения ученые приводят Сатурн - это кольцеобразная планета, окруженная скоплением пыли и маленьких спутников. Кольцо Квавара намного меньше кольца Сатурна, и это не единственная система колец, существующая вокруг карликовой или малой планеты. Однако, как говорят астрономы, что делает кольцо Квавара уникальным, так это то, где оно находится относительно самого Квавара.

По словам астрофизика Джованни Бруно, участника исследования из астрофизической обсерватории INAF в Италии, любой небесный объект с заметным гравитационным полем имеет определенный предел, известный как предел Роша. Грубо говоря, это расстояние, в пределах которого орбитальный объект способен образовывать кольца.

До сих пор было точно известно, что системы плотных колец могут существовать только внутри предела Роша. Именно это наблюдается у колец Сатурна, а также колец карликовых планет Харикло и Хаумеа. "Что интригует в этом открытии вокруг Квавара, так это то, что кольцо из плотного материала находится намного дальше предела Роша", - говорит Джованни Бруно.

И это настоящая загадка для ученых, потому что, согласно общепринятой теории, кольца за пределом Роша должны слиться в маленький спутник, в маленькую луну, причем весь процесс не должен занять больше нескольких десятилетий.

"В результате наших наблюдений классическое представление о том, что плотные кольца существуют только внутри предела Роша планетарного тела, должно быть полностью пересмотрено", - резюмирует Джованни. Ученые уже предположили, что причиной феномена могут быть очень низкие температуры на Кваваре.