На Готланде нашли убитых взрослых мужчин эпохи викингов
Биоархеологи и антропологи исследовали останки людей, найденные на Готланде при раскопках молельни эпохи викингов. Среди них оказались два взрослых мужчины с многочисленными предсмертными острыми травмами, а также пожилая женщина 73–90 лет. Ученые выдвинули предположение, что она может быть упомянутой в сагах Ормикой, которая приняла крещение от Олафа Святого. Об этом сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Osteoarchaeology.
В средневековой Скандинавии одним из самых ярких проявлений христианской веры стало распространение культа Святого Олафа – первого христианского короля Норвегии, который при жизни был известен как Олаф Толстый. Он родился около 995 года и прошел путь от сурового викинга до благочестивого государя, правившего Норвегией в 1015–1028 годах и погибшего в битве при Стикластадире летом 1030 года (подробнее читайте в материале «Олаф Святой и Олаф Толстый»).
Предполагается, что тело Олафа похоронили в Нидаросе (современный Тронхейм), куда впоследствии стекались многочисленные паломники со всей Европы. Кроме того, во многих городах появились церкви, освященные в его честь . Так, один из таких храмов готландские купцы построили на Торговой стороне Великого Новгорода. Другая церковь, связанная с Олафом, но не освященная в его честь, находилась на острове Готланд. Она была построена рядом с гаванью, в которой, согласно сагам, однажды причалил конунг. По одной из версий, молельню (а затем и церковь) возвели на месте, где человек по имени Ормика принял христианство по наущению Олафа.
Археологические раскопки на Готланде, проходившие в 2013–2014 годах, позволили обнаружить остатки сооружения площадью 14 × 10 метров, которое могло представлять собой возведенную в XI веке молельню. Впоследствии (примерно около 1100 года) на этом месте построили более крупное здание размером 30 × 13 метров. Помимо остатков построек, ученые обнаружили останки шести человек, которые стали предметом изучения Джонни Гебера (Jonny Geber) из Эдинбургского университета и его коллег из Великобритании и Швеции.
Местоположение раскопанного некрополя и фотографии захоронений in situ
Jonny Geber et al. / International Journal of Osteoarchaeology, 2023
Археологи полагают, что обнаруженные захоронения относятся примерно к одному и тому же времени. Судя по радиоуглеродным датировкам, этих людей похоронили между 980 и 1270 годами нашей эры. У четверых индивидов достаточно хорошо сохранилась большая часть костей. В то же время в одном погребении находились несколько отдельных костей, принадлежавших двум молодым людям. Четыре из пяти погребений ученые нашли недалеко от одной из стен молельни, в то время как пятое – внутри самого сооружения. В последнем находились останки пожилой женщины, умершей в возрасте 73–90 лет. На ее костях и зубах антропологи обнаружили характерные для такого возраста дегенеративные изменения.
На костях двух взрослых мужчин 27–44 и 35–52 лет ученые заметили многочисленные предсмертные травмы, нанесенные с помощью острых предметов. Так, у одного индивида были рассечены свод черепа, кости лицевого отдела и нижняя челюсть. У другого – целый ряд острых травм на костях рук и ног. Кроме того, в одном из грудных позвонков этого человека застрял железный наконечник. Возможно, еще один индивид также умер насильственной смертью, на что косвенно указали следы от огня.
Череп одного из исследованных индивидов
Jonny Geber et al. / International Journal of Osteoarchaeology, 2023
Изотопный состав стронция и кислорода в костях умерших показал, что все они могли вырасти на Готланде, хотя исследователи не исключили и иное происхождение. Единственным исключением оказалась уже упомянутая пожилая женщина. Возможно, она провела свое детство на юге Норвегии или Швеции, в Дании, Великобритании или на Руси. Анализ стабильных изотопов углерода и азота указал на то, что рацион большинства исследованных людей основывался на потреблении злаков, молочных продуктов и мяса наземных животных. В то же время пожилая женщина, вероятно, употребляла в пищу значительное количество морских продуктов.
В обсуждении этой работы ученые решили провести параллели между полученными результатами и легендарными сведениями, известными из саг и других источников. В одном из прошлых исследований была выдвинута гипотеза, что упомянутый человек по имени Ормика мог быть женщиной. Учитывая место захоронения пожилой женщины, они выдвинули осторожное предположение, что она и есть Ормика. При этом они подчеркнули, что биоархеологические данные не могут служить доказательством в пользу этой гипотезы. Кроме того, они отметили, что очевидные свидетельства убийств также находят параллели в легендарных сведениях.