Почему ведьмы на протяжении всей истории изображались верхом на метлах?
Что приходит вам на ум, когда вы думаете о ведьме? У большинства людей первый образ, который приходит на ум, - это ведьма, летящая по ночному небу на метле. Вы когда-нибудь задумывались, почему на протяжении всей истории ведьмы изображались верхом на метле?
Ведьмы, бурлящие котлы и галлюциногены
Хотя образ ведьмы, летящей на метле, является наиболее распространенным, образ ведьмы, стоящей над бурлящим котлом и готовящей зелье, также является культовым. Для этого есть отличная причина. В то время было очень популярно употребление сильных галлюциногенов, и это тесно связано с причиной, по которой ведьмы изображались летящими на метлах.
В период, когда охота на ведьм набирала популярность в Европе, в рацион людей входило большое количество хлеба. В то время хлеб изготавливался в основном из ржи, которая была часто заражена болезнью, известной как спорынья, вызываемой грибком Claviceps purpurea. В результате многие люди неосознанно употребляли спорынью, считая ее частью растения.
Спорынья обладает галлюциногенными свойствами, вызывая у тех, кто ее употреблял, ощущения, похожие на ЛСД.
Неудивительно, что многим людям понравился этот эффект, и они начали экспериментировать с ним, а также с другими растениями, которые давали похожие результаты. В их число входили куркума, мандрагора, смертоносный паслен и багульник. Иоганн Вейер, голландский врач и оккультист, в своей работе Praestigiis Daemonum в 1563 году назвал все эти растения ингредиентами "летающей мази" ведьм.
Но где же здесь ведьминская метла?
Однако у этих галлюциногенов были и неприятные побочные эффекты. При приеме внутрь они вызывали сыпь, тошноту, рвоту и даже смерть. Но некоторые изобретательные люди быстро сообразили, что кроме приема внутрь существуют и другие способы употребления ведьминого варева, которые позволяют избежать этих побочных эффектов. Это было поглощение наркотика через кожу.
Лучший способ сделать это - через нежную слизистую оболочку подмышками или, для женщин, через гениталии.
"Но вульгарные верят, а ведьмы признаются, что в определенные дни или ночи они помазывают посох и едут на нем в назначенное место или помазывают себя под мышками и в других волосатых местах", - объяснял теолог XV века Джорданес де Бергамо.
Врач XVI века Андрес де Лагуна также изучал эти снадобья. Однажды он взял одно из этих зелий из дома женщины, обвиненной в колдовстве, и испытал его на другой женщине. По словам де Лагуны, женщина после этого "погрузилась в такой глубокий сон, что я думал, что никогда не смогу ее разбудить". К счастью, через 36 часов ему это удалось.
Женщина была невероятно расстроена тем, что ее разбудили.
"Почему ты разбудил меня, злодей, в такой неподходящий момент? Почему я была окружена всеми прелестями мира", - заявила она.
Это привело Лагуну к следующему выводу:
"Из всего этого можно сделать вывод, что все, что делают и говорят эти несчастные ведьмы, вызвано зельями и мазями, которые настолько испортили их память и воображение, что они сами творят свои беды, ибо они твердо верят, когда просыпаются, во все то, что им снилось во сне".
Верхом на метле: Были ли ведьмы наркоманками?
Для любой женщины, желающей использовать эти снадобья, существовал очевидный и удобный способ применения мазей. Взять палку от метлы, обмакнуть ее в зелье, а затем оседлать ее.
Согласно рассказам, когда лекарства быстро начинали действовать, кататься на метле становилось еще веселее. Эту теорию подтверждает цитата из следствия 1324 года по делу обвиняемой ведьмы Алисы Кителер:
"При обыске в шкафу девушки нашли трубку с мазью, которой она смазывала посох, на котором она скакала".
По словам Иоганна Вейера, когда эту мазь для полетов наносили на гениталии, возникало "ощущение, что поднимаешься в воздух и летишь". Поскольку ведьмы находились под влиянием дьявола, большинство людей пришли к выводу, что ведьмы летали на метлах, чтобы собраться на саббат для поклонения дьяволу.
В поддержку этой идеи можно привести более современные работы немецкого писателя и фотографа Густава Шенка.
"Я испытал пьянящее ощущение полета", - писал Шенк в 1966 году о своем опыте приема хенбана.
"Я парил там, где мои галлюцинации... проносились вихрем".
Учитывая эти данные, совсем неудивительно, что ведьм изображали именно таким образом.
Ведьмы признаются в полетах на метлах
Поддавшись всеобщим страхам, ведьмы вскоре признались в том, что летали на метлах при довольно сомнительных обстоятельствах.
В 1453 году Гийом Эделин стал первым, кто признался, правда под пытками, в практике полетов на метлах, а также в том, что видел, как его "престарелая мать садилась на метлу, взлетала по дымоходу и вылетала из дома".
Эделин был священником, который публично критиковал предупреждения церкви о колдовстве. Вскоре после этого его арестовали и судили за колдовство.
Согласно Дину Миллеру, пишущему в книге "Ведьмы и колдовство", женщина-ведьма, известная как Антуан Роуз, ведьма из Савойи, под пытками призналась, что "дьявол, которого звали Робинэ, был темным человеком, говорившим хриплым голосом".
Поцеловав в знак почтения ногу Робинэ, она отреклась от Бога и христианской веры. Он поставил на ней свой знак на мизинце левой руки и дал ей палку длиной 45 сантиметров и горшок с мазью. Она намазывала палку мазью, вставила ее между ног и говорила: " Вперед, во имя дьявола, вперед!"".
Хотя эти признания, казалось бы, подтверждают теорию о том, что женщины наносили эту летающую мазь с помощью метлы, люди, давшие признательные показания, делали это в невероятно жестоких условиях. Допросы и пытки тех, кого подозревали в ведьмовстве, были невероятно жестокими. Кроме того, труды врачей и богословов, таких как Вейер, де Бергамо и де Лагуна, были невероятно предвзятыми, с предвзятыми представлениями о том, как выглядит ведьма.
Все это затрудняет точное определение того, насколько широко была распространена эта практика. Тем не менее, именно из этих рассказов и возник образ ведьмы, летящей на метле, и почему он сохраняется до сих пор.
Является ли этот миф результатом реальности или творческого параноидального мышления религиозной общественности, неизвестно.