/ Новости сайта / Наука и Технологии / Белки коронавируса могут накапливаться в оболочках головного мозга и в костях черепа
09.04.2023

Европейские молекулярные биологи обнаружили, что белки коронавируса способны скапливаться в черепном костном мозге и в различных прослойках оболочек головного мозга человека, где они продолжают присутствовать на протяжении длительного времени после завершения инфекции. Это может провоцировать развитие постковидного синдрома, пишут исследователи в статье, размещенной в электронной библиотеке bioRxiv.

"Мы обнаружили <...>, что белки коронавируса скапливаются в черепном костном мозге, в различных прослойках оболочек мозга, а также в соседствующих с ними тканях нервной системы. Эти белки продолжали присутствовать внутри черепной коробки долгое время после выздоровления пациентов, что может объяснять развитие постковидного синдрома", - пишут исследователи.

Многие люди, перенесшие коронавирусную инфекцию, страдают в последующие несколько месяцев от постковидного синдрома. Он выражается в хронической усталости, выпадении волос, одышке и обострении хронических заболеваний, что, предположительно, связано с постоянно высокой активностью иммунной системы.

Группа европейских молекулярных биологов под руководством профессора Мюнхенского центра Гельмгольца (Германия) Али Эртюрка выяснила, что развитие некоторых случаев постковидного синдрома и его нейрофизиологических проявлений может быть связано с накоплением белков SARS-CoV-2 в оболочках головного мозга и в соседствующих с ними костях черепа и тканях нервной системы.

Мозг и коронавирус
Ученые пришли к такому выводу в ходе наблюдений за распространением частиц коронавируса по организму мышей, а также при изучении образцов тканей тела 30 человек, перенесших COVID-19 и умерших впоследствии по другим причинам.

В ходе этих наблюдений профессор Ататюрк и его коллеги заметили, что фрагменты белковой оболочки коронавируса проникали не только в ткани центральной нервной системы мышей, но и присутствовали внутри трех оболочек, окружающих мозг и отделяющих его от костей черепа. Более того, в половине случаев ученые обнаружили молекулы вирусных белков и в черепном костном мозге, а также в отверстиях, соединяющих оболочки мозга с черепной коробкой.

Последующие наблюдения указали на то, что скопление фрагментов белковой оболочки SARS-CoV-2 в тканях мышиного мозга и окружающих его оболочках приводило к массовой гибели нейронов и к появлению очагов хронических воспалений. Схожие процессы, как отмечают ученые, они зафиксировали в трети образцов тканей мозга и черепа умерших пациентов, в том числе и тех больных, которые перенесли COVID-19 задолго до смерти.

Такая особенность коронавирусной инфекции, по мнению профессора Ататюрк и его коллег, может объяснять то, как развивается постковидный синдром и почему от него страдают многие пациенты, перенесшие COVID-19. Ученые надеются, что дальнейшее изучение механизмов проникновения и накопления белков SARS-CoV-2 внутри оболочек мозга поможет разработать подходы, предотвращающие развитие воспалений и различных форм постковидного синдрома.

Следует добавить, что статья, о которой рассказывается в этой новости, представляет собой так называемый препринт. Это означает, что ее не рецензировали независимые эксперты и не проверяли редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей нужно относиться осторожно.