Загадочные символы в катарской пустыне
На пустынном, овеваемом всеми ветрами северо-восточном побережье Катара, среди песчаных дюн жаркой пустыни находится Аль-Джассаса. Это самое крупное и самое важное в стране место наскальной живописи.
Здесь люди на протяжении веков использовали обнаженные породы известняка в качестве холста, делая на них наскальные рисунки в виде символов, узоров и предметов, которые они видели в окружающей среде.
Некоторые скальные породы выходят из-под земли и очень похожи на рептилий, греющихся на солнце. Есть там таинственные углубления, напоминающие древнюю настольную игру, в которую играют во всем мире. А некоторые рисунки просто озадачивают.
Всего археологи нашли в Аль-Джассасе примерно 900 наскальных изображений, или петроглифов. В основном это загадочные ряды чашек, розетки, а также запоминающиеся изображения судов в море, обычно нарисованных сверху или сбоку, и другие символы и знаки.
"Наскальная живопись широко распространена на Аравийском полуострове, однако некоторые изображения в Аль-Джассасе уникальны. Такие не найти больше нигде", — рассказал CNN руководитель раскопок из Музея Катара Ферхан Сакал (Ferhan Sakal), показывая петроглифы судов, изображенных с высоты птичьего полёта.
"Эти изображения демонстрируют высокий уровень творчества и наблюдательности художников, — сказал он. — Они говорят о их абстрактном мышлении, так как художники не могли видеть традиционные арабские суда дау сверху".
Изображения чашек
В Катаре есть примерно 12 примечательных памятников наскальной живописи, которые находятся главным образом вдоль побережья. Однако некоторые петроглифы можно увидеть в самом центре Дохи в парке Аль-Бидда, который выходит прямо на популярную набережную Корниш.
Аль-Джассаса находится в часе езды на север от ультрасовременной столицы Дохи вблизи старого порта Аль-Хувейла, где добывали жемчуг. Это место было открыто в 1957 году. За шесть недель в конце 1973 и в начале 1974 года группа датских археологов во главе с Хольгером Капелом (Holger Kapel) и его сыном Гансом Капелом (Hans Kapel) провела исследование и составила исчерпывающий каталог в виде фотографий и рисунков.
Более трети из всех занесенных в каталог отдельных фигур и композиций – это изображения чашек разных размеров, форм и в разных конфигурациях.
Чаще всего встречаются два параллельных ряда по семь углублений в каждом. Кое-кто считает, что их использовали для игры в манкалу. Эта настольная игра популярна во многих регионах мира с древних времен. Два игрока бросают в углубления четное и нечетное количество мелких камушков.
Другие специалисты не согласны с такой теорией. Они указывают на то, что некоторые углубления в Аль-Джассасе слишком малы, и никакие камни там не поместятся, а часть таких рядов с ямками находится на наклонной поверхности, что довольно непрактично, так как камни в таких углублениях не удержатся, и игроки будут спорить.
Есть предположения о том, что углубления в виде чашек использовались для гадания либо для сортировки и хранения жемчуга. Возможно также, что это были системы для исчисления времени и приливов-отливов.
Так для чего же они использовались, и что они означают?
"Ответить на этот вопрос очень трудно, — признает Сакал, который тоже не согласен с теорией настольной игры. — У нас нет прямых подсказок о наскальных узорах в Аль-Джассасе".
"На мой взгляд, они могли иметь ритуальный смысл и предназначение. Но это очень старые изображения, и их нельзя объяснить с этнографической точки зрения", — говорит он.
Каков же их возраст? "Мы не знаем", — признается Сакал. Он объясняет, что определить возраст петроглифов и наскальной живописи в целом очень сложно.
"Существуют совершенно дикие гипотезы о возрасте, начиная с эпохи неолита и заканчивая поздним исламским периодом", — говорит он.
Десять лет назад эксперты провели научное исследование девяти разных петроглифов в Аль-Джассасе и сделали вывод, что им не больше нескольких сотен лет. Однако ученые заявили о необходимости дополнительных исследований, включая разработку новых методов вычисления возраста рисунков в известняке.
Специалисты не могут точно сказать, когда появились петроглифы Аль-Джассасы, и чье это творение. Но все они сходятся во мнении, что самые удивительные и необычные изображения — это рисунки лодок.
Такие изображения дают важную информацию о том, какие типы судов использовались для рыболовства, которое было очень развито, и для поиска жемчуга (на протяжении веков это были основные отрасли катарской экономики), а также о различных деталях таких судов.
Большинство судов, изображенных сверху, имеют форму рыбы с заостренным носом и кормой и несколько рядов весел. Рисунки эти сделаны заостренными металлическими инструментами.
Там есть некоторые детали, скажем, стыки шпангоутов и отверстия для мачт и сидений для гребцов.
В некоторых случаях можно увидеть длинную линию, идущую от кормы. Это изображение каната, заканчивающегося либо традиционным арабским якорем (треугольный камень с двумя отверстиями), либо европейским (металлический, с длинным стержнем и двумя гнутыми рогами, который начали использовать в регионе около семи веков тому назад).
Путешествие в загробную жизнь
"На некоторых судах весла расположены не параллельно, хотя именно так они должны размещаться во время гребли. Они торчат в разные стороны", — написали в своей книге "Спрятанные в песках. Открывая прошлое Катара" (Hidden in the Sands: Uncovering Qatar’s Past) Франс Гиллеспи (Frances Gillespie) и Файзал Абдулла Аль-Наими (Faisal Abdulla Al-Naimi).
"Так они выглядят, когда суда стоят на якоре на жемчужных отмелях. Весла не вынимают, чтобы ловцы жемчуга, поднявшись на поверхность, могли за них держаться и отдыхать", — пишут они.
Эксперты говорят, что они могут лишь предполагать, почему в Аль-Джассасе так много изображений лодок по сравнению с другими памятниками наскальных рисунков на побережье Катара.
"Суда играли большую роль в верованиях древних народов. Они видели в них символическое средство перемещения из этого мира в следующий", — отмечают Гиллеспи и Аль-Наими.
"Вавилоняне и древние египтяне верили, что умершие перебираются в потусторонний мир на судах. В древнегреческих мифах повествуется о паромщике Хароне, который перевозил души умерших через реку Стикс в царство мертвых. Возможно, самые старые наскальные изображения судов — это отголоски передаваемых из поколения в поколение преданий, которые дошли до нас из доисторических времен".
Как бы то ни было, туристам, приехавшим посмотреть на петроглифы и подумать о их значении, обязательно надо брать с собой воду, надевать головной убор и солнцезащитные очки.
На огороженной площадке с наскальными изображениями нет никакой тени. Поэтому лучшее время для посещения — на рассвете и на закате. Аль-Джассаса находится южнее популярного Азербайджанского пляжа, поэтому экскурсию туда можно совместить с приятным времяпрепровождением на берегу моря.
Автор статьи: Димитрис Сидеридис (Dimitris Sideridis)