"Умыкание" на Руси: древний обычай, правовые последствия и риски для молодоженов
На Руси, как и во многих других странах, существовал древний обычай "умыкания" - похищения невесты юношей, которые не могли получить согласия ее родителей на брак. Этот обычай имел свои правовые последствия и мог стать предметом рассмотрения церковного и княжеского судов.
История "умыкания" начиналась с того, что мальчики и девочки, достигнув известного возраста, начинали смотреть друг на друга с непонятным волнением. Пробуждавшиеся чувства со временем становились все более определенными и неотступными. Наконец юноша находил предмет своих мечтаний. Почувствовав на себе его взгляд, девушка расцветала всей прелестью своего весеннего ожидания.
Однако житейские бури быстро сносили все романтические "шалаши". Родители молодых хотели, чтобы брак принес в дом достаток и благополучие. И потому кандидатура возможного зятя или невестки рассматривалась на семейном совете со всех сторон. И часто итогом этого рассмотрения становился отказ.
Отказ родителей невесты был для жениха тяжелым, но не смертельным ударом. В случае, когда чувства молодых были сильны и взаимны, юноша при помощи своих друзей устраивал "умыкание", то есть похищение невесты. Обычно девушка заранее знала об этом проекте и принимала в нем деятельное участие. Но иногда робость, страх перед родителями или иные мотивы удерживали ее от согласия на побег. И тогда жених увозил ее силой.
Прожив вместе несколько дней в каком-нибудь укромном месте, они возвращались по домам уже фактическими мужем и женой. После этого родителям приходилось дать свое согласие на брак и тем самым замять скандал.
Однако случалось так, что жених-похититель, ближе познакомившись с достоинствами и недостатками невесты, отказывался от намерения вступить с ней в брак. Бывало, что родители ни за что не хотели породниться с "умычником". В том и другом случае приходилось обращаться с жалобой на похитителя к местному иерарху или его доверенным лицам.
Со времен святого Владимира вопросы семейно-брачного права на Руси решались церковными властями. Древнейший русский свод законов о браке, морали и половых отношениях - Устав князя Ярослава Мудрого - возник еще в середине XI века. Он служил важным ориентиром и в судебной практике XV-XVI веков. В отличие от аналогичных византийских законов, русские отличались снисходительностью к человеческим грехам.
Однако наказание было "комплексным" и состояло из трех приговоров. Первый приговор устанавливал размер штрафа, одну часть которого виновный должен был выплатить пострадавшему (обычно это была женщина), а другую - разбиравшему дело епископу. Помимо штрафа виновному назначалось духовное наказание - епитимья. Она могла состоять в лишении причастия на длительный срок, изгнании из храма, множестве поклонов перед иконой, строгом посте. Наконец, некоторые преступления семейно-бытового круга судились не только епископским, но и княжеским судом.
Но вернемся к истории с "умыканием", которая стала предметом рассмотрения церковного суда. В этом случае похититель должен был выплатить громадный штраф, половина которого предназначалась митрополиту, а половина - самой девушке. Штраф ожидал и всех тех, кто принимал участие в похищении. Помимо церковного суда этой историей мог заинтересоваться и княжеский суд. Тогда виновных ожидали новые неприятности. Понятно, что и сама девушка после такого скандала едва ли могла быстро найти себе нового жениха. Поэтому ее родителям следовало крепко подумать, прежде чем подавать жалобу властям.
"Умыкание" было древним обычаем, который имел свои правовые последствия на Руси. Со времен святого Владимира вопросы семейно-брачного права решались церковными властями, а Устав князя Ярослава Мудрого служил важным ориентиром в судебной практике XV-XVI веков. Однако похищение невесты могло стать предметом рассмотрения не только церковного, но и княжеского суда, и виновных ожидали новые неприятности. Поэтому молодым следовало крепко подумать, прежде чем рисковать своей свободой и будущим браком.