/ Новости сайта / Космос / Российская обсерватория обнаружила пробуждение "молчавшей" черной дыры
06.04.2020

Российская обсерватория обнаружила пробуждение "молчавшей" черной дыры

Российская астрофизическая космическая обсерватория "Спектр-РГ" обнаружила пробуждение "молчавшей" четверть века чёрной дыры в центре Галактики, сообщил Институт космических исследований (ИКИ) РАН.

Обсерватория "Спектр-РГ" была запущена в космос в июле 2019 года. В октябре она достигла рабочей точки в 1,5 миллиона километров от Земли и в декабре приступила к обзору неба.

"Первого апреля в ходе обзора всего неба телескоп ART-XC орбитальной обсерватории "Спектр-РГ" зарегистрировал яркий рентгеновский источник в области центра Галактики", - говорится в сообщении института, поступившем в воскресенье в РИА Новости.

Отмечается, что источником оказалась чёрная дыра 4U 1755-338, которая впервые была открыта рентгеновской космической обсерваторией Uhuru, но в 1996 году "замолчала" и с тех пор не проявляла признаков активности.

В сообщении говорится, что астрофизики ИКИ предположили начало новой вспышки от этой черной дыры, связанной с возобновлением притяжения на черную дыру вещества с рядом находящейся обычной звезды.

Обсерватория "Спектр-РГ", построенная в НПО Лавочкина, включает два телескопа: eROSITA, созданный Институтом внеземной физики общества имени Макса Планка (Германия), и ART-XC, разработанный Институтом космических исследований РАН и изготовленный в кооперации с Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики в Сарове и Центром космических полетов имени Маршалла в Хантсвилле (штат Алабама).

Цель "Спектра-РГ" - составить на протяжении четырех лет карту Вселенной, сфотографировав в высоком разрешении все небо в рентгеновском диапазоне. Всего будет построено восемь карт, на каждую уйдет по полгода. Самая точная карта, которая совместит в себе восемь обзоров, будет завершена и обнародована в районе 2025 года.