/ Новости сайта / Космос / Опубликовано самое близкое фото черной дыры
09.04.2020

Опубликовано самое близкое фото черной дыры

Участники проекта Event Horizon Telescope (EHT) опубликовали первые детальные снимки выбросов сверхмассивной черной дыры, которая расположена в центре галактики 3C 279 в созвездии Девы. По неизвестной причине эти выбросы закрутило в спираль. Об этом пишет пресс-служба проекта со ссылкой на статью в научном журнале Astronomy & Astrophysics.

"Замеры Event Horizon Telescope, а также новые методики анализа данных заставили нас переосмыслить то, как выглядит черная дыра в центре галактики 3C 279. Теперь мы понимаем, что источник ее выбросов состоит из двух независимых друг от друга половин, которые движутся с огромной скоростью", – рассказал об исследовании один из его авторов, астрофизик из Института теоретической физики Периметр (Канада) Эвери Бродерик.

Большинство астрономов уверены, что в ядрах всех крупных галактик находится как минимум одна сверхмассивная черная дыра. Эти космические тяжеловесы постоянно захватывают и поглощают окружающее их вещество, а также выбрасывают часть его в межгалактическое пространство в виде так называемых джетов – узких пучков плазмы, которая разогрета до сверхвысоких температур и разогнана до околосветовых скоростей.

Эти выбросы, как давно предполагают ученые, играют важную роль в эволюции галактик и всей Вселенной в целом. Однако пока не ясно, как и где формируются джеты и что управляет их формой. Астрономы уже много десятилетий пытаются найти ответы на эти вопросы с помощью самых крупных радиотелескопов мира.

Мощнейший телескоп мира

В частности, подобными наблюдениями уже много лет занимается международный проект Event Horizon Telescope, который объединил мощности всех крупнейших обсерваторий, которые работают в микроволновом диапазоне. В прошлом году его участник получили полноценные снимки "тени" сверхмассивной черной дыры в центре галактики M87.

Во время этих наблюдений, как отмечают Бродерик и его коллеги, ученые в качестве эталонного источника сигнала для калибровки телескопов и проверки качества наблюдений использовали одну из самых хорошо изученных сверхмассивных черных дыр, которая находится в центре галактики 3C 279. Добившись успеха в случае с М87, астрономы задумались, можно ли использовать эти проверочные данные для других целей.

Оказалось, что благодаря высокому качеству этих наблюдений можно получить первые детальные снимки джета 3C 279 и узнать, почему выбросы этой сверхмассивной черной дыры периодически движутся в десятки раз быстрее скорости света.

Как показали наблюдения EHT, это было связано с тем, что материя, которую выбрасывает такая черная дыра, закрутилась в своеобразную спираль. Ее структура менялась практически каждый день. Более того, ученые заметили, что у джета 3С 279 был не один, а минимум два источника, причем один из них был направлен перпендикулярно общему направлению движения всех выбросов. Как предполагают исследователи, эти компоненты джета были связаны с разными частями диска аккреции, "бублика" из перемолотой материи, который окружает черную дыру.

Что именно закручивает эти выбросы в спираль и заставляет джет "качаться", ученые пока не знают. Однако они предполагают, что эти движения могут быть связаны с существованием мощных магнитных полей в диске аккреции 3C 279. Как надеются Бродерик и его коллеги, последующие наблюдения в рамках EHT, приостановленные из-за пандемии коронавирусной инфекции, помогут им проверить, так ли это на самом деле.