/ Новости сайта / Космос / Астрономы обнаружили самую яркую и мощную сверхновую из когда-либо существовавших
15.04.2020

Астрономы обнаружили самую яркую и самую мощную сверхновую из когда-либо обнаруженных - взрыв был настолько мощным, что ранее считалось невозможным.

Сверхновая SN2016aps, которая наблюдалась PanSTARRS - 22 февраля 2016 года в галактике на расстоянии 4,5 миллиарда световых лет, была в 500 раз ярче, чем обычные взрывы сверхновых.

"SN2016aps является впечатляющим в нескольких отношениях", - сказал астроном Эдо Бергер из Гарвардского университета. -Он не только ярче любой другой сверхновой, которую мы когда-либо видели, но и обладает рядом свойств и особенностей, которые делают его редким по сравнению с другими взрывами звезд во Вселенной."

Хотя он достиг своего пика в январе 2016 года, исследования и наблюдения не были ограничены временными рамками, поскольку астрономы продолжали анализировать, как объект тускнел с течением времени. Они также изучили данные, полученные до пика, и обнаружили, что сверхновая светилась за несколько недель до взрыва.

Общая кинетическая энергия SN2016aps составляла около 5x10 52 эрг, но она достигла максимума в 4.3x10 44 эрг.

- Интенсивный выброс энергии этой сверхновой указывает на невероятно массивную звезду-прародительницу. При рождении эта звезда была по меньшей мере в 100 раз больше массы нашего Солнца", - пояснил Бергер.

Астроном Мэтт Николл из Университета Бирмингема отметил, что в последние годы перед тем, как взорваться, звезда сбросила массивную оболочку газа, поскольку она сильно пульсировала.

"Столкновение обломков взрыва с этой массивной оболочкой привело к невероятной яркости сверхновой звезды. Это существенно подлило масла в огонь", - заявил Николл.

Ученые также обнаружили высокий уровень водорода, что озадачило их, потому что огромные звезды обычно испускают большую часть своего водорода, прежде чем превратиться в сверхновую. Похоже, что массивная звезда была результатом слияния двух более мелких звезд.

"То, что SN2016aps удерживал свой водород, побудило нас теоретически предположить, что две менее массивные звезды слились вместе, поскольку звезды с меньшей массой дольше удерживают свой водород", - сказал Бергер.

Объединенная масса звезды-прародителя и обилие водорода могли бы охарактеризовать ее как редкий тип сверхновой, наблюдаемый только в очень огромных звездах, богатых водородом и гелием, называемых пульсационными пара-нестабильными сверхновыми. Это событие похоже на очень яркую сверхновую звезду, но только часть массы звезды выбрасывается в космос, оставляя более низкую массу звезды, которая подвергнется настоящей сверхновой.

Другая возможность-это полная пара-нестабильная сверхновая, которая, когда ядро массивной звезды настолько горячо, она генерирует электрон-позитронные пары, уменьшая давление излучения, которое удерживает звезду от коллапса. Это приводит к неудержимому ядерному взрыву, который испускает звезду полностью отдельно, не оставляя остатка ядра.