Зомбирующий вирус помогает зараженным пчелам пробираться в чужие колонии
Американские биологи обнаружили, что израильский вирус острого паралича (IAPV), который поражает пчел, может менять их поведение таким образом, что рабочие особи начинают вылетать из своего улья и пытаться тайно попасть в соседние колонии. Статью с результатами исследования опубликовал научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.
"Самый интересный результат наших наблюдений заключается в том, что заражение вирусом IAPV повышает вероятность того, что переносящие его особи будут приняты в чужие колонии пчел. Каким-то образом они обходят внимание стражей улья, чего среди пчел обычно не происходит", – прокомментировал один из авторов исследования, профессор Иллинойского университета в Урбане-Шампейне Адам Долезал.
За последние 20 лет биологи открыли множество примеров того, как паразиты научились манипулировать поведением своих хозяев и даже напрямую управлять их действиями. Самым интересным и продвинутым примером подобных "кукловодов" считаются грибки из рода Ophiocordyceps, которые превращают тропических муравьев в "зомби".
Этот паразит полностью захватывает контроль над нервной системой насекомых, заставляя их прикрепляться к веткам и листьям деревьев, которые расположены непосредственно над муравейниками. Дальнейшие наблюдения показали, что у Ophiocordyceps есть разные программы действий, которые включаются после заражения разных видов муравьев и проверки их мозга на совместимость перед "зомбификацией".
Профессор Долезал и его коллеги обнаружили, что столь же продвинутый арсенал средств, благодаря которому можно очень гибко и широко манипулировать поведением пчел, оказался характерен для широко распространенного патогена перепончатокрылых, вируса IAPV. Заражение этим вирусом приводит к тому, что пчелы быстро теряют подвижность и умирают, из-за чего может погибнуть весь улей.
Незримый кукловод
Пчеловоды и биологи давно заметили, что насекомые, которых заразил IAPV, на первых стадиях развития болезни часто ведут себя очень странным образом. Они забывают дорогу домой после сбора нектара и летят не в свой улей, а в соседние колонии пчел. В случае с пасеками это нередко приводит к быстрому распространению вируса по всей их территории.
Американские биологи попытались понять, чем связана подобная "забывчивость" пчел, прикрепив к брюшку нескольких сотен насекомых специальные маячки. С их помощью ученые следили за перемещениями и социальными взаимодействиями рабочих особей.
Эти наблюдения показали еще более причудливый сдвиг в поведении зараженных насекомых. С одной стороны, если те находились внутри своего улья, то они относительно редко взаимодействовали с другими особями, что вполне нормально для больных пчел. С другой стороны, если они приближались ко входу в чужую колонию, их поведение резко менялось.
В таком случае, как обнаружили ученые, больные насекомые пытались активно контактировать с рабочими особями, которые охраняюли подступы к улью, подкармливая их и взаимодействуя с ними иными способами. Все это парадоксальным образом вело к тому, что "охранники" очень часто впускали зараженных пчел в их улей, позволяя вирусу распространяться в новой среде обитания.
Как именно протекает этот процесс, ученые пока не могут сказать, однако они подозревают, что неожиданная покладистость стражей колонии связана с тем, что вирус особым образом меняет набор феромонов, который вырабатывают рабочие особи пчел. В пользу этого говорит то, что особи, у которых ученые имитировали развитие инфекции, стимулируя активность их иммунитета, не вызывали особых симпатий у "охраны" улья, в отличие от реальных переносчиков IAPV.
Дальнейшее изучение этого вируса, как надеются ученые, поможет им раскрыть все изменения в программе поведения пчел, которые он производит. Их анализ, в свою очередь, позволит понять, как защитить пасеки от IAPV и других похожих на него вирусов, которые часто вызывают массовую гибель пчел и заставляют рабочих особей массово покидать колонию и бросать королеву.