Когда мозг становится взрослым? Науке неизвестно
Когда человек становится взрослым? С точки зрения гражданского кодекса Российской Федерации — в день восемнадцатилетия. Но с точки зрения нейробиологии все не так просто. Профессор Гарвард Лии Сомервиль (Leah H. Somerville) в течение многих лет изучала, как взрослеет человеческий мозг, и вот, что она выяснила.
Профессор Сомервиль — частый гость в зале суда. Юристы просят ее рассказать о том, как человек принимает решения, и главное — с какого момента человека можно считать взрослым. «Мне постоянно задают один и тот же вопрос: когда мозг можно считать окончательно сформировавшимся? На самом деле ни я, ни мои коллеги не знают ответа», — рассказала Сомервиль New York Times.
Мозг человека перестает увеличиваться в объеме к десяти годам, но формирование нейронных связей и отладка механизмов взаимодействия между разными частями мозга продолжается еще долго. Со временем эти процессы замедляются, но не прекращаются иногда до самой старости. Сомервиль отмечает, что большая часть связей окончательно формируется к тридцати годам.
Подростки не уступают взрослым в решении логических задач, но их мозг все-таки работает по‑другому. У детей и тинейджеров одновременно работают расположенные рядом зоны, в то время как в мозге людей старше тридцати слаженно работают нейроны, расположенные в самых разных, иногда довольно далеких друг от друга местах.
Малолетние преступники чаще всего совершают правонарушения под влиянием сильных переживаний.
Возможно, именно эта особенность делает подростков и детей такими вспыльчивыми и импульсивными, пишет Сомервиль. В одном из ее экспериментов молодых взрослых, подростков и людей старше 30 просили лечь в аппарат для фМРТ и смотреть на экран, нажимая на кнопку в тот момент, когда появлялось изображение лица с определенным выражением — например, радостным или злым. При этом некоторым участникам эксперимента говорили, что в конце они услышат резкий громкий звук. Представители старшего поколения одинаково хорошо справлялись с заданием и тогда, когда не знали о звуке, и тогда, когда были предупреждены. А вот подростки и 25-летние отвлекались на переживания, нервничали и выполняли задание хуже, чем тогда, когда им давали работать в спокойной обстановке.
Приблизительно до тридцати лет в мозге не успевают выстроиться механизмы, которые отделяют эмоции от мыслей, считает Сомервиль. Ее мнение подтверждает статистика преступлений, совершенных молодыми людьми: они гораздо чаще совершают правонарушения если бывают разозлены, напуганы или находятся под воздействием алкоголя и других наркотиков. Старших правонарушителей чаще толкает на преступление холодный расчет.