/ Новости сайта / Космос / На Марсе нашли свидетельства выживания микроорганизмов земного типа
17.11.2020

На Марсе нашли свидетельства выживания микроорганизмов земного типа

Ученые факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова нашли свидетельства выживания микроорганизмов земного типа на Марсе. Об этом сообщает в понедельник пресс-служба университета.

"Сотрудники кафедры биологии почв факультета почвоведения МГУ впервые изучили влияние перхлоратов высокой концентрации на земные аналоги гипотетических микробных сообществ Марса. Выяснилось, что высокая концентрация перхлоратов не приводит к гибели, а способствует увеличению численности многих микроорганизмов. Это свидетельствует в пользу возможности выживания микроорганизмов земного типа в реголите (остаточный грунт, продукт космического выветривания породы на месте - прим. ТАСС) на Марсе", - говорится в сообщении.

Работа опубликована в журнале International Journal of Astrobiology. "Результаты подобных исследований нужны для оценки возможности обнаружения жизни на различных космических телах, а также для выбора регионов и форм рельефа, где возможно обнаружение организмов. Все это требуется для планирования космических миссий, в том числе для разработки их методов и оборудования, а также для предотвращения загрязнения других планет и спутников земными микроорганизмами", - говорится в сообщении.

Одним из основных препятствий для развития земных микроорганизмов в условиях Марса является дефицит жидкой воды. Среднегодовая температура на планете составляет около минус 50 градусов по Цельсию. При низких температурах вода находится в виде льда, а при повышении температур вода сразу превращается в пар, так как атмосферное давление на Марсе примерно в 100 раз ниже земного. Благодаря космическим миссиям было установлено, что в реголите Марса присутствуют перхлораты в концентрациях около 0,5-1%. Ученые предполагают, что те могут способствовать образованию и сохранению жидкой воды на Марсе, так как их растворы имеют низкие температуры замерзания.

Влияние перхлоратов на микробные сообщества

"Сотрудники факультета изучили влияние перхлоратов в высоких концентрациях (5%) на микробные сообщества пустынной почвы и древней мерзлой породы. Подобные микробные сообщества рассматриваются как земные аналоги гипотетических микробных сообществ Марса, так как они существуют в экстремальных условиях, - отмечается в сообщении. - Образцы почв и пород увлажнялись раствором перхлоратов или водой, затем инкубировались в течение 10 суток, и после этого в образцах были исследованы численность и разнообразие микроорганизмов. Ученые использовали методы культивирования, эпифлуоресцентной микроскопии, флуоресценции in situ гибридизации, мультисубстратного тестирования, газо-хромато масс-спектрометрии липидов. Подготовка и инкубация образцов и большинство микробиологических анализов выполнены в МГУ".

Оказалось, что присутствие столь высокой концентрации перхлоратов не привело к гибели микробного сообщества. Более того, наблюдалось увеличение численности многих микроорганизмов и сохранение большого биоразнообразия, сравнимого с таковым в образцах без перхлоратов. "Таким образом показано, что присутствие 5% перхлората в почвах и породах не приводит к гибели или существенному ингибированию микробных сообществ. Это свидетельствует в пользу возможности выживания микроорганизмов земного типа в реголите Марса", - приводит пресс-служба слова младшего научного сотрудника лаборатории почвенной микробиологии факультета почвоведения МГУ Владимира Чепцова.