Золото Испании вывезенное в СССР
По принятой в мире практике золотой запас той или иной страны не всегда хранится на её территории и в случае опасности отправляется за рубеж. Подобная история произошла в 1936 году с золотом Испании, вывезенным в Советский Союз> Споры о его судьбе ведутся до сих пор…
Золото необходимо любому государству — эта нехитрая истина известна всем. Власти, хранящие золотой запас другой страны, получают дополнительные экономические и политические дивиденды. Неудивительно, что идея вывоза золота Испании в СССР в годы гражданской войны встретила самую широкую поддержку у властей обеих стран. Однако провести данное решение в жизнь было не так просто, как казалось на первый взгляд.
Ни грамма врагу!
17 июля 1936 года в Испании произошёл государственный переворот, в ходе которого часть страны захватил печально известный генерал Франко, исповедующий фашистские взгляды. В стране началась гражданская война. Диктатуру Франко поддерживали в основном сельская часть населения юга страны, а также правительства Германии и Италии. В свою очередь, при военной поддержке СССР правительство республики контролировало промышленные области. При этом непосредственно золотой запас страны, составлявший около 700 тонн, по счастливому стечению обстоятельств, оказался в Мадриде, находившемся под контролем правительства. Но поскольку положение на фронте было шатким, было принято решение вывезти большую часть золотого запаса страны в Москву, а меньшую в Париж.
Государственная контрабанда
По данным статистики, в 1936 году Испания обладала четвёртым по размеру золотым запасом в мире. В основном это были золотые монеты различных исторических периодов и золотые слитки. Первым идею об эвакуации испанского золота в СССР выдвинул министр финансов республиканского правительства Испании Хуан Негрин. После согласования с Москвой началась подготовка к проведению секретной операции. При этом золото, как и предполагалось, разделили на две части. Большая из них — 510 тонн, что составляло 73% от всего запаса, — получила кодовое наименование «Московское золото» и предназначалась для вывоза в Советский Союз. Меньшая часть — 193 тонны (27%), под обозначением «Парижское золото», готовилась к отправке во Францию.
Примечательно, что Франко, зная о готовящемся вывозе золота за рубеж, заранее объявил его незаконным. Кроме того, было совершенно очевидно, что его войска сделают все возможное, чтобы сорвать эту операцию. В связи с этим представители республиканского правительства приняли решение вывозить золотой запас страны тайно. Вскоре, несмотря на грозные заявления Франко, во Францию в марте 1937 года было секретно переправлено 193 тонны золота. На эти деньги закупалось оружие, которое тут же отправлялось в Испанию для борьбы армии с мятежниками. Заметим, что спустя 3 года, в 1940-м, когда стало окончательно ясно, что победа Франко не за горами, французы по его требованию вернули часть золота, составившую около 40 тонн.
В Москву! Немедленно!
13 августа 1936 года министр финансов республиканцев Хуан Негрин инициировал подписание президентом республики секретного декрета о разрешении Банку Испании перевоза золота в СССР. Стремительное развитие событий было продиктовано наступлением армии Франко на Мадрид: бои громыхали уже чуть ли не в сотне километров от столицы. Ввиду приближающейся опасности хранилища с золотом были вскрыты и драгоценный металл, погруженный на грузовики, отправился на ближайшую железнодорожную станцию. Поездом и под строжайшей охраной золото было доставлено в порт Картахены, через который в страну поступала военная помощь от Советского Союза. Окончательное решение об эвакуации золота в СССР было принято 15 октября 1936 года. При этом по стране поползли слухи, что к вывозу золота президента и министра финансов Испании подтолкнула Москва.
Сложно сказать, сколько было в подобных разговорах правды, но эвакуация золотого запаса в СССР была организована на самом серьёзном уровне. За две недели до погрузки золота на корабли в Картахену прибыла бригада советских танков под командованием С. М. Кривошеина, которая должна была прикрывать погрузку золота. При этом необходимо было принять ответственное решение: отправлять золото понемногу несколькими партиями или вывезти все в один заход. Поскольку порт постоянно бомбили немцы, отправлять все сразу было рискованно, о чём директор казначейства Мендеса Аспе, ответственный за операцию со стороны Испании, заявил представителям СССР. Тем не менее высокопоставленный сотрудник НКВД в Испании Александр Орлов, получив секретную телеграмму от И.В. Сталина о немедленной отправке золота в Москву, принял решение сделать это в один приём.
Золотые танкеры
Погрузка золотого запаса Испании на четыре советских судна началась 22 октября 1936 года и продолжалась трое суток. Работали в основном по ночам. Конспирация была максимальной: даже получая золото на складе и сопровождая его транспортировку в Картахену, Орлов имел документы на имя некоего Блэкстона — представителя Банка Англии. Делалось это на тот случай, если в пути груз перехватят люди Франко. Но все прошло по плану. Ящики весом по 75 килограммов каждый вскоре оказались на советских танкерах «КИМ», «Курск», «Нева» и «Волголес». От испанской стороны золото сопровождали четыре человека — по одному на каждом из кораблей. После того как 25 октября 1936 года корабли взяли курс на Одессу, в море разразился сильный шторм, поэтому в порт суда пришли не одновременно, а с приличным интервалом.
Когда в Одессе начали пересчитывать груз, оказалось, что ящиков 7 800, хотя, как утверждал Орлов, из Картахены было отправлено 7900 мест. Возникает вопрос, где осели ещё 100 ящиков с 7500 килограммами золота? При этом испанцы, сопровождавшие груз, к удивлению Орлова заявили, что потерь никаких нет, что на суда было погружено именно 7800 ящиков. Однако представитель НКВД продолжал настаивать на своей цифре: должно быть на 100 ящиков больше! При этом врать ни одной из сторон не имело смысла, если только испанцы и командиры танкеров не присвоили себе по 25 ящиков золота с каждого судна, что маловероятно. Возможно, правда, обсчитались, поскольку количество золота было офомным. Один из сотрудников НКВД впоследствии утверждал, что ящиками с испанским золотом можно было бы целиком заставить всю Красную площадь.
Грабёж или спасение?
В Москве испанское золото поместили в Государственное хранилище ценностей. При этом в прессе нередко можно встретить высказывание И.В. Сталина, что якобы «испанцы больше никогда не увидят золота как своих ушей». Вряд ли эти слова звучали на самом деле. Действительно, часть золота пошла на оплату оружия и гуманитарной помощи, направленной СССР в Испанию в годы гражданской войны. Однако, вопреки распространённому мнению, ни украдено, ни присвоено оно не было. Общий вес золота 900-й пробы, поступившего в Москву, равнялся 510079529,30 грамма.
Причём многие монеты, входившие в золотой запас, имели огромную нумизматическую ценность, но её в расчёт принимать не стали. Также популярна легенда, что испанцы не получили документов на вывезенное золото. Это не так. Акт сдачи-приёмки был подписан после пересчёта золота 5 февраля 1937 года. Мало того, испанцы имели право в любое время вернуть все золото или его часть, а также попросить передать его третьим странам, чем, кстати, активно пользовались. Фактически выгода СССР от данной операции состояла лишь в том, что Иосиф Сталин таким образом сумел вернуть деньги за советские военные поставки в Испанию.
Кстати, подобного не смогла сделать ни одна из других стран, помогавших законному правительству Испании или Франко. Кроме того, это золото являлось своего рода залогом, позволявшим СССР иметь дополнительные козыри в переговорах с Испанией: и с Франко, и с её правительством в изгнании.
Впоследствии Запад не раз пытался обвинить СССР в присвоении золотого запаса Испании, но Москва каждый раз предъявляла документы, подтверждающие, что все золото было израсходовано самими испанцами, для которых Госбанк СССР проводил различные закупки за рубежом.