Семь сестёр Сазерленд и их "золотые волосы"
Длинные волосы с незапамятных времён считались символом женской красоты. Семь сестёр Сазерленд, живших в конце XIX века в городе Локпорте штата Нью-Йорк, благодаря своим роскошным локонам приобрели всемирную известность и нажили огромное по тем временам состояние. Но в итоге эти женщины потеряли своё богатство и ушли из жизни при достаточно трагических обстоятельствах.
Эротика викторианской эпохи
Чтобы понять, почему девушки с длинными распущенными волосами смогли добиться выдающегося коммерческого успеха, нужно вспомнить некоторые характерные особенности того времени.
Викторианская эпоха (период правления британской королевы Виктории, 1837-1901 годы) отличалась строгими пуританскими нравами. Для ограждения общества от греховных помыслов существовало множество правил, которые нашим современникам кажутся смешными и нелепыми. К примеру, на голые ножки рояля следовало надевать чехлы. Представленные на выставках античные статуи в обязательном порядке должны были иметь фиговые листки (даже если древние мастера их не предусмотрели). Книги, написанные мужчинами и женщинами, ставились на одну полку только в том случае, если авторы являлись мужем и женой. Верхом бестактности было бы во время трапезы предложить даме птичью ножку. А беременность считалась неприличной, поэтому будущие матери стремились как можно реже показываться на людях.
До замужества девушки ничего не должны были знать об интимных отношениях. Известны случаи, когда после брачной ночи невеста в слезах возвращалась к родителям, считая, что муж оскорбил её попыткой раздеться.
Женщинам следовало обязательно носить причёску — распущенные волосы считались верхом неприличия. При этом стричься было не принято. Многие дамы имели длинные волосы, за которыми приходилось тщательно ухаживать. Если принять во внимание, что шампунь появился в продаже только в 1903 году, а фен — в 1900 году, можно представить, каких трудов стоило просто вымыть и высушить голову.
Портреты и фотографии женщин с длинными распущенными волосами воспринимались как эротические — и, конечно же, пользовались особой популярностью у любителей «клубнички».
Начало карьеры
Сестры Сазерленд (Сара, Виктория, Изабелла, Грейс, Наоми, Дора и Мэри) появились на свет в период с 1845-го по 1862 год и выросли в бедной семье потомка турецких эмигрантов, где кроме девочек был ещё сын. По одной версии, их отец, Флетчер Сазерленд, трудился фермером, по другой — проповедником. Именно восточные корни отца способствовали тому, что у всех детей были густые и красивые волосы. Мать, Мэри Сазерленд, постоянно мазала головы дочерей дурно пахнущей мазью собственного изготовления — от которой, по её мнению, шевелюра становилась пышнее и красивее. Из-за неприятного запаха девочкам приходилось терпеть постоянные насмешки одноклассников.
Мэри Сазерленд-старшая умерла в 1867 году — всего через 5 лет после рождения последней дочери. Поскольку дети были очень музыкальными, Флетчер в поисках заработка стал организовывать их выступления под общим названием «Концерт Сазерлендов, семи сестёр и одного брата». Артисты исполняли церковную музыку, рассказывали мелодраматические истории и играли на разных инструментах. В 1880 году состоялся дебют семейного ансамбля на Бродвее.
Финал выступления выглядел очень эффектно: девушки в белых платьях расплетали косы — и позволяли своим длинным волосам опускаться в оркестровую яму. Зал буквально взрывался от восторга.
Самые приятные чудеса света
В 1882 году в жизни семейства Сазерленд произошло знаменательное событие: сестёр пригласили в знаменитый цирк Тейлора Барнума и Джеймса Бейли «Величайшее шоу на Земле». Заведение специализировалось на показе необычных людей — таких как лилипут Чарльз Шервуд Страттон (рост мужчины составлял 102 сантиметра, вес — 32 килограмма), женщина с четырьмя ногами Жозефина Миртл Корбин, сиамские близнецы Энг и Чанг Банкеры, которые родились сросшимися в области грудной клетки, — и других не менее примечательных персонажей. Кстати, среди тех, кто работал в цирке Барнума и Бейли, был и гражданин Российской империи Фёдор Евтищев, родившийся в Костроме «человек с пёсьей мордой» (его лицо было полностью покрыто волосами). Для публики сочинили легенду, согласно которой Фёдор не умел разговаривать, а только лаял или рычал. В действительности же человек-собака свободно говорил на трёх языках (русском, английском и немецком).
Сестры Сазерленд выступали в цирке Барнума и Бейли с номером «Семь самых приятных чудес света» (брат, естественно, с ними на сцену больше не выходил). Они по-прежнему исполняли церковную музыку и старинные баллады — но публика, ждала финала, чтобы полюбоваться их невероятными локонами.
На момент начала работы в цирке старшей из сестёр (Саре) было 36 лет, младшей (Мэри) — 18. Общая длина их волос составляла 37 футов (более 11 метров). Самые короткие волосы (длиной около метра) были у Сары — поэтому на общих фотографиях она обычно сидит, а остальные стоят. Кстати, чтобы локоны эффектно достигали земли, сёстрам приходилось незаметно сгибать колени и сутулиться.
Длиннее всех волосы были у Виктории — более двух метров. У Мэри они достигали 180 сантиметров — но отличались густотой и тяжестью. По мнению врачей, именно из-за этого девушка отличалась психической неуравновешенностью.
По рецепту покойной матушки
Вскоре семь сестёр Сазерленд стали всемирными знаменитостями. Их фотографии публиковались в самых известных журналах того времени, а гонорары превышали суммарный заработок всех остальных артистов цирка Барнума и Бейли. Большие деньги за выступления, а также за автографы, публикации и фотографии позволяли женщинам вести роскошный образ жизни: дорогие наряды, прислуга, рестораны, поклонники, многолюдные вечеринки.
Предприимчивый отец запатентовал тоник для роста волос — якобы созданный по рецепту покойной матери сестёр Сазерленд. Благодаря популярности артисток и активной рекламе бутылочки стоимостью в полтора доллара (для тех времён — немалая сумма, средняя зарплата американского рабочего в неделю) прекрасно продавались. Известно, что только в 1890 году было реализовано 2,5 миллиона флаконов жидкости «Семь сестёр Сазерленд», отчего доход семьи (за вычетом расходов на изготовление и пр.) увеличился на 3 миллиона долларов.
Денег у артисток стало так много, что их называли самыми богатыми женщинами мира.
Тело в стеклянном гробу
Увы, как это нередко бывает, за процветанием последовал крах. В 1888 году Флетчер Сазерленд скончался. Дочери продолжали выступления — и вместе поселились в роскошном особняке с 14 жилыми комнатами. Дом был выстроен в стиле небольшого замка с башенками, куполами, люстрами и мраморными ванными комнатами. Каждая из женщин имела личную горничную и огромный запас дорогой одежды.
Но без жёсткого контроля со стороны отца жизнь сестёр покатилась по наклонной плоскости. Они пристрастились к алкоголю и наркотикам. Через несколько лет одна из артисток, сорокалетняя Наоми, скончалась — в числе причин называют передозировку препаратов.
Чужое богатство часто привлекает мошенников и авантюристов. В 1897 году к сёстрам примкнул 27-летний француз Фредерик Каслмейн. Он ухаживал за Дорой, но позже женился на сорокалетней Изабелле. Каслмейн сопровождал артисток в их гастрольных поездках. В 1897 году француз под влиянием наркотиков покончил жизнь самоубийством. Его тело привезли в особняк и без бальзамирования поместили в стеклянный гроб. Сёстры в течение нескольких недель проводили перед ним оккультные церемонии и исполняли любимые песни покойного родственника. В конце концов, в дело вмешались местные власти, заставившие похоронить тело. Изабелла два года каждый свободный вечер приходила на кладбище — пока не встретила некоего Алонзо Суэйна, которой был младше артистки на 16 лет, и не вышла за него замуж.
Ещё одна сестра, Виктория, в 1899 году в возрасте 50 лет вышла замуж за 19-летнего юношу. Но очередному искателю богатой невесты не повезло: остальные сёстры выгнали молодожёнов из особняка. В итоге Виктория через три года скончалась в нищете.
Алонзо Суэйн, супруг Изабеллы, вскоре оставил семью, женщина умерла в 1914 году. Ещё через пять лет, в 1919 году, скончалась Сара.
К тому времени женская мода кардинальным образом изменилась. Трендом стали короткие стрижки, символизирующие эмансипацию. Три оставшиеся сестры (Грейс, Дора и Мэри) фактически лишились заработка.
Печальный финал
В 1926 году, когда кончились все сбережения, бывшие артистки отправились в Голливуд, где пытались продать историю своей жизни в качестве сценария для художественного фильма. Но поездка не только оказалась неудачной, но и закончилась трагедией: Дора погибла в дорожной аварии. У сестёр не нашлось денег для достойных похорон, тело погребли за счёт государства.
В 1938 году особняк сестёр сгорел, у них не осталось ни средств, ни имущества. Год спустя Мэри, которую периодически настигали приступы безумия, скончалась в психиатрической лечебнице. Грейс ушла из жизни через семь лет после сестры, обе были похоронены в безымянных могилах.
История девушек с длинными волосами, покоривших сердца миллионов, закончилась печально, богатство не принесло им счастья.