/ Новости сайта / Наука и Технологии / Современные аборигены Филиппин оказались ближайшими родичами денисовцев
14.08.2021

Современные аборигены Филиппин оказались ближайшими родичами денисовцев

Генетики обнаружили, что представители одного из племен филиппинской народности аэта являются самым близкими родичами вымерших "алтайских людей". Их геном содержит в себе на 30-40% больше следов денисовцев, чем ДНК народов Австралии и Океании, пишут ученые в статье в журнале Current Biology.

"Многие коренные народы Филиппин недавно контактировали с мигрантами из Восточной Азии, чьи геномы почти не содержат в себе вкраплений ДНК денисовцев. Мы обнаружили, что предки племени аэта магбукон избежали этого, благодаря чему их геном содержит самое большое число следов древних людей", - заявил профессор университета Уппсалы (Швеция) Маттиас Якобсон, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

В начале текущего десятилетия палеогенетики из Германии и их российские коллеги-археологи сообщили об открытии "третьего" вида древних людей, чьи останки были найдены в алтайской Денисовой пещере. Эти находки, как обнаружили исследователи, содержали в себе обрывки генома ранее неизвестного представителя рода Homo. Впоследствии другие останки денисовцев были обнаружены в тибетской пещере Байшья.

"Алтайские люди" не исчезли бесследно. Часть их генов и характерные для них мутации присутствуют в геномах современных полинезийцев, индейцев Южной Америки и ряда народов Юго-Восточной Азии. Более того, недавние находки в Тибете показали, что кроманьонцы контактировали с "алтайскими Homo" как минимум два раза, получив от них гены, необходимые для выживания в высокогорном климате.

Традиционно считается, что ближайшими современными родственниками денисовцев являются аборигены Австралии и островов Полинезии и Микронезии, унаследовавшие около 3-3,5% своего генома от древних "алтайских людей". Якобсон и его коллеги выяснили, что они серьезно уступают в этом отношении представителям некоторых народов, которые проживают сегодня на территории Филиппин.

Реальные наследники денисовцев

Ученые пришли к такому выводу в рамках масштабной генетической переписи, которую они проводили среди представителей 118 народностей, населяющих Филиппинские острова. В общей сложности генетики проанализировали свыше 2,3 млн генотипов, полученных от представителей этих народов, а также от племен папуасов и австранезийцев, проживающих в других регионах мира.

Сопоставив их геномы между собой, Якобсон и его коллеги обнаружили, что доля денисовской ДНК в них очень сильно различалась для представителей разных племен, населяющих Филлиппины. В некоторых случаях она была крайне низкой, тогда как в других она превосходила аналогичные значения для папуасов и австранезийцев.

В частности, генетики обнаружили, что этот показатель был рекордно высоким фактически для всех представителей племени аэта магбукон - в их ДНК в среднем содержалось около 4-4,5% генетического наследия "алтайских людей". В этом отношении они на 30-40% превосходили жителей островов Океании и аборигенов Австралии.

Это, как считают Якобсон и его коллеги, свидетельствует о том, что жители Филиппин напрямую контактировали с денисовцами в тот момент времени, когда их предки заселили острова или прилежащие к ним регионы Азии. Впоследствии доля денисовской ДНК в их геноме уменьшилась после того, как на архипелаг начали мигрировать другие племена людей из Восточной Азии.

Как надеются ученые, последующее изучение геномов аэта магбукон и других племен аборигенов Филиппин с высокой долей генетического наследия денисовцев поможет им понять, контактировали ли предки жителей архипелага и островов Океании с одной и той же или разными группами "алтайских людей". Это ускорит поиски останков древних соседей кроманьонцев, о существовании которых мы пока знаем лишь по двум находкам в пещерах Алтая и Тибета.