Настаивая на увеличении добычи нефти, США нарушают свои обязательства по защите климата
Когда призывы "исключительной нации" ко всем остальным странам мира "отказаться от нефти и угля ради спасения мира от Глобального потепления", которое США сами выдумали и продвигают в массы, но которые сами не считают нужным выполнять - у мировых СМИ начинает срывать "крышу" и это можно увидеть по истеричной статье в The Guardian.
Если Джо Байден всерьез намерен бороться с климатическим кризисом, он должен использовать рычаги влияния своей страны для ограничения добычи ископаемого топлива, а не для ее увеличения
Доклад Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК) наглядно продемонстрировал, насколько опасен климатический кризис. Перед лицом этого беспрецедентного и уникального вызова главный вопрос заключается в том, сможем ли мы достаточно быстро изменить курс, чтобы сдержать ущерб и сохранить планету, пригодную для жизни?
В начале этого года казалось, что баланс политических и экономических сил может измениться в пользу быстрой декарбонизации. Китай, Япония и Южная Корея взяли на себя обязательства по достижению нулевого уровня выбросов. Трамп, главный противник климата, потерял Белый дом. Новая администрация Байдена продвигала то, что называлось крупной программой создания "зеленой" инфраструктуры.
Стимулирующий пакет NextGenerationEU повышал амбиции. Сначала Банк Англии, а затем Европейский центральный банк (ЕЦБ) занялись проблемой климата. Немецкая партия "зеленых" набирала высокие позиции в опросах. Инвесторы и финансовые рынки сбрасывали грязные активы. Даже такое лобби, как Международное энергетическое агентство, когда-то созданное для представления интересов потребителей нефти, наметило курс на чистый ноль. 14 июля ЕС объявил о своем плане Fit for 55, который предполагал, помимо прочего, прекращение продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к началу 2030-х годов.
Это была высокая точка, но была ли она также поворотной точкой - в неправильном направлении? Ужасно, но по мере того, как мы перевариваем выводы МГЭИК, ощущение импульса ослабевает. Большая семерка" в Корнуолле в июне не смогла договориться о прекращении использования угля.
ЕС и США враждуют по поводу тарифов на выбросы углекислого газа. Встреча министров охраны окружающей среды стран G20 в Неаполе в прошлом месяце показала, как мало доброй воли у них есть в преддверии саммита Cop26 в ноябре. В Великобритании, которая будет председательствовать на встрече, партия Тори ведет ожесточенную борьбу по вопросам климата. В Конгрессе США климатический компонент инфраструктурного законопроекта Байдена был сведен к бледной тени. Между тем, по мере восстановления мировой экономики растут и цены на энергоносители, вызывая опасения по поводу роста стоимости топлива. В Германии "зеленые" были одержимы агитацией вокруг цен на бензин. Наконец, в среду, в заявлении советника по национальной безопасности Джейка Салливана, опубликованном из Белого дома, эта напряженность вырвалась наружу.
В заявлении Салливана говорится следующее:
"Рост цен на бензин, если его не контролировать, рискует нанести ущерб продолжающемуся глобальному восстановлению. Цена на сырую нефть стала выше, чем была в конце 2019 года, до начала пандемии. Хотя члены ОПЕК+ недавно договорились об увеличении добычи, это увеличение не сможет полностью компенсировать предыдущие сокращения добычи, введенные ОПЕК+ во время пандемии, вплоть до 2022 года. В критический момент восстановления мировой экономики этого просто недостаточно. Президент Байден ясно дал понять, что он хочет, чтобы американцы имели доступ к недорогим и надежным источникам энергии, в том числе и к бензину. Хотя мы не являемся членом ОПЕК, Соединенные Штаты всегда будут говорить с международными партнерами о значимых вопросах, которые влияют на нашу национальную экономику и безопасность, как публично, так и в частном порядке".
Да, вы правильно прочитали. Одна из самых высокопоставленных фигур в администрации Байдена, администрации, которая обещала, что климат будет "везде" в ее политике, заявляет, что повышение цен на бензин до $3,17 за галлон является вопросом национальной безопасности и что США оставляют за собой право уговаривать Опек и Россию залить мир большим количеством нефти.
Мы не должны скрывать: если такова позиция администрации Байдена, то ее программа декарбонизации похоронена. По мнению не менее авторитетного эксперта, чем МЭА, если мы хотим достичь нулевого уровня к 2050 году, нам необходимо прекратить расширение мощностей по добыче ископаемого топлива уже сейчас. В Европе суды предписывают таким компаниям, как Shell, разработать соответствующие планы. Чтобы восполнить пробел, крупнейшая в мире нефтедобывающая компания Saudi Aramco дала понять, что расширяет свои мощности. Советник Байдена по национальной безопасности только что дал ей зеленый свет.
Это касается не только нефтяных рынков. Цены на газ тоже растут, и звучат призывы к расширению мощностей. Налицо игра власти. Если политики всерьез займутся декарбонизацией, нефтегазовая промышленность прекратит новые инвестиции. Поскольку в нынешней ситуации экономическая активность и потребление ископаемого топлива жестко связаны друг с другом, рост спроса на фоне неэластичного предложения приведет к скачкам цен. Потребители заплатят эту цену и выплеснут свое недовольство на политиков. Есть и аспект социальной справедливости. Скачки цен на топливо больше всего бьют по потребителям с низким уровнем дохода. Администрация Байдена проводит внешнюю политику в интересах американского "среднего класса". В интерпретации Салливана, это означает, что нужно подталкивать нефтяных олигархов из ОПЕК и России к расширению производства. Это полностью противоречит сообщению МГЭИК, опубликованному всего за несколько дней до этого.
США - уникальная западная держава, обладающая настоящим геополитическим весом. Если ЕС или Япония визжат, то Опек и Россия пожимают плечами, вот почему это такой критический тест для администрации Байдена. Если США серьезно относятся к решению климатического кризиса, они должны использовать свои уникальные геополитические рычаги не для поддержания производства ископаемого топлива, а для его ограничения.
Если цены вырастут, пусть это послужит уведомлением для состоятельных потребителей, что им пора пересесть с гигантских внедорожников на электромобили (EV). Чтобы помочь американцам с низкими доходами, необходимо не подталкивать Опек к увеличению производства, а принять широкий спектр мер, чтобы счета за топливо не так сильно давили на семейные бюджеты. Именно поэтому повестка дня Байдена по вопросам рабочих мест, заработной платы, семей и экономики заботы так важна. Если топливная бедность как таковая является проблемой, примите адресные меры помощи, включая, например, национальную программу cash-for-clunkers, в рамках которой предлагаются стимулы для обмена старых автомобилей на новые, экономичные. В то же время, более активно продвигайте инфраструктуру EV и преобразующие исследования и разработки, чтобы сделать низкоуглеродные альтернативы доступными для всех.
Остановившийся прогресс инфраструктурных планов Байдена и реакционная нефтяная политика Салливана связаны между собой. Только если США смогут привести в движение справедливый переходный процесс у себя дома, они смогут уверенно лидировать в вопросах климата на мировой арене. До тех пор, пока это не произойдет, США, как зависимый от ископаемого топлива человек, которым они являются, независимо от того, кто ими управляет - республиканцы или демократы, - принципиально ненадежны. Имейте это в виду, оценивая сценарии МГЭИК.
Адам Туз - профессор истории Колумбийского университета.