Оказалось, что стены Тобольского кремля носили символический характер
Историки установили, что стены Тобольского кремля носили скорее символически-декоративный, чем боевой характер. В частности, они представляли собой симбиоз столичной кремлевской архитектуры конца XV века с архитектурой Смоленской крепостной стены, монастырских оград XVII века и, возможно, ограды Архиерейского двора в Ростове.
«Тобольский кремль — уникальный по композиции архитектурный ансамбль, задуманный и в большей степени реализованный знаменитым историком и картографом Сибири Семеном Ремезовым. Однако, от первоначальных крепостных стен кремля до наших дней почти ничего не сохранилось», – рассказывает доцент ТюмГУ Светлана Муратова.
Сегодня Тобольский кремль выглядит впечатляюще. Мало кто знает, что в начале XX века его стены были лишь примерно обозначены деревянным штакетником или невысокой каменной стенкой, не имевшими ничего общего с исходным вариантом. Прошлое комплекса ученые узнали, изучив материалы по истории строительства и перестроек крепостных тобольских стен и башен, нечасто привлекавших внимание исследователей.
Первый острог был построен из «судового леса» на Троицком мысу в месте слияния двух рек — Иртыша и Тобола в 1587 году, а уже в 1594 году перестроен. Но 14 августа 1643 года в Тобольске случился пожар — выгорел весь город. После него новая острожная стена прошла севернее старой (крепость сделали просторнее, чтобы огонь не перекидывался легко со строения на строение).
Возведенный на пепелище в 1645-1646 годах новый город окружала стена с 10 башнями. Общая высота стен достигала 6,4 метра. Это были уже пятые по счету крепостные стены Тобольска, они простояли 31 год. В мае 1677 года от удара молнии опять лучился пожар. Город снова сгорел, еще более основательно, чем прежде. Следующий, шестой по счету Тобольский кремль 1678 года имел девять башен и встроенную в стену Вознесенскую церковь.
Но в августе 1680 года огонь вновь уничтожил город. Седьмая по счету крепостная ограда была проще: частокол, три башни, в стены острога встроили Вознесенскую церковь и Приказную палату. Исследователи сделали акцент на уже известное в научном кругу изображение, сделанное самим Семеном Ремезовым. «На нем видна любопытная деталь: на острожных стенах устроена система опор для скатывания на атакующих бревен-катков», – отметил профессор Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства Константин Носов.
– Но в 1678 году Тобольск решили делать каменным. Думали и о «земляном городе», то есть земляных укреплениях вместо каменной стены («городом» называли и сами укрепления). Однако выстроили его снова деревянным, о чем уже через пару лет пожалели — город снова сгорел в 1680 году».
Как отмечают историки, по поручению тобольского воеводы Семен Ремезов подготовил несколько проектов каменного кремля. Сохранилось пять проектов. Они отличаются планами, занимаемой площадью, числом башен, внутренней застройкой. В 1698 году из Сибирского приказа пришла грамота, в которой предлагалось включить в периметр крепостных стен Гостиный двор, выстроить крепкую проезжую башню для установки артиллерии и позаботиться об обеспечении города водой. Проект был доработан с учетом сделанных в Москве замечаний.
«К сожалению, окончательный чертеж будущего кремля до нас не дошел, но известна смета, составленная подмастерьями. Периметр кремлевских стен был определен в 229 сажень (487,8 метра). В стены должны были быть встроены Вознесенская церковь, Приказная палата, три круглые и несколько воротных башен. Внутри периметра кремлевских стен должны были стоять Воеводский двор и хлебные житницы», – рассказали исследователи.
Строительство кремля начали с Приказной палаты, ее заложили 9 мая 1700 года. Для этого здания, спроектированного Ремезовым, было характерно сочетание итальянских архитектурных черт с чисто русскими мотивами. Вторым построили Гостиный двор, входящий в ансамбль Тобольского кремля (начало XVIII века). Сибирский приказ увидел возможность сэкономить на весьма дорогом каменном строительстве, поэтому Гостиный двор построили не в нижнем посаде, как было предложено первоначально, а как часть строящегося кремля – стены Гостиного двора должны были заменить участок крепостной стены Тобольского кремля.
К тому же, ограда Гостиного двора должна была иметь достаточный оборонительный потенциал для защиты от «лихих людей», отметили исследователи, ведь там складировали товары, вели торговлю и часто проживали купцы, здесь же порой хранили и вырученные деньги. Вплоть до середины XVIII века гостиные дворы представляли собой значительный торговый комплекс, в который входили таможенная изба, церковь или часовня, избы для проживания, мыльни, конюшни и другие строения.
«Строительство кремлевских стен покрыто завесой тайны. Ни дата начала, ни дата окончания их строительства неизвестны. Причина — Указ Петра I от 1714 года, запрещавший каменное строительство по всей стране, кроме Петербурга. Есть мнение, что прототипом для проекта послужила Сухарева башня в Москве, построенная в 1695 году и снесенная в 1934-ом, – рассказал профессор Константин Носов. «Только раскопки позволили ранее обнаружить места, где раньше стояли башни западной стены и северо-восточная башня», – отметил археолог Игорь Балюнов.
Любопытно, что сегодня зубчатым парапетом завершаются только башни Гостиного двора Тобольска, а башни ограды Софийского двора лишены парапета: кровля начинается прямо над навесным боем (машикулями). Это — результат неверной реставрации. Ни в одном памятнике русского военного зодчества или монастырских оградах нет подобного решения. Оно не могло быть в принципе, так как в таком случае верхним ярусом башни становится невозможно пользоваться, прокомментировал профессор Константин Носов.
«История строительства и перестроек, а также архитектура стен Тобольского кремля интересна слабо изучены, потому имеют противоречия и «белые пятна». К примеру, в 1660-1690-х годах митрополит Иона Сысоевич построил в Ростове Архиерейский двор, который сегодня не совсем верно называют кремлем. Функционально это наиболее близкий аналог Софийского двора Тобольска. Строительство Архиерейского двора в Ростове началось раньше Софийского в Тобольске и, возможно, послужило стимулом для митрополита Павла. Кроме того, в Тобольске декоративные наличники не столь витиеваты, как в Ростове, и ближе к декору бойниц Смоленской крепости», – подытожили историки.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства Тюменской области в рамках проекта «Концепты лимологии в изучении особенностей объектов фортификации XVIII века на территории Западной Сибири». Над проектом работали сотрудники Центра изучения истории фортификации, НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (Москва), ТюмГУ и Тобольского историко-архитектурного музей-заповедника.