Неолитические "меловые таблички" Стоунхенджа хранят секретные культурные данные
Четыре неолитические "меловые таблички" были обнаружены возле Стоунхенджа в период с 1968 по 2017 год. Новое исследование показало, что древние рисунки на табличках Стоунхенджа - это не просто абстрактные узоры.
Таблички Стоунхенджа были захоронены в яме примерно в 2 километрах от самого известного древнего памятника Англии. Ученые из "Английского наследия" датировали эти плиты периодом между 2900 и 2580 годами до нашей эры. Авторы нового исследования назвали эти четыре произведения древнего искусства "одними из самых впечатляющих меловых рисунков, когда-либо обнаруженных в Британии".
Таблички Стоунхенджа
Яма с плитами, в которой были обнаружены произведения искусства, расположена прямо к югу от входа в знаменитый памятник Курсус в Стоунхендже, в Уилтшире, Англия. Вероятно, это не случайно и наводит на мысль о какой-то связи между меловыми дощечками Стоунхенджа и Курсусом, который использовался за 500-820 лет до того, как дощечки были помещены в близлежащую яму.
Примеры двухмерных произведений искусства эпохи неолита - большая редкость в Великобритании, а меловые рисунки, подобные этим, поистине уникальны и необычны. Древние меловые изображения, обнаруженные на поверхности дощечек, были обнаружены исследователями из Wessex Archaeology, а полные результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the Prehistoric Society.
С тех пор как в 1968 году была обнаружена первая табличка, многие археологи были настроены скептически, считая, что меловые знаки - это просто случайные рисунки. Но теперь, используя передовые методы визуализации, группа ученых обнаружила "геометрические узоры", выполненные мастерами, обладающими "целым рядом художественных способностей", говорится в новом исследовании.
Древние произведения искусства из золотого века неолита?
Стремясь "понять творческий процесс этих доисторических художников", профессор археологии Боб Дэвис из Кембриджского университета, возглавивший новое исследование, нанес на поверхность каждой плитки изображение с помощью трансформации отражения (RTI). Этот неразрушающий метод сканирования не требует физического контакта с артефактами, так как он регистрирует миллиарды точек данных, относящихся к микроскопическим подъемам и опусканиям поверхностной текстуры бляшек. На изображениях эти точки окрашены в разные цвета, представляя собой блики и тени.
На дощечке 1 изображен витой шнур, который был основным инструментом для земледелия, рыболовства, измерения и строительства в эпоху неолита. Остальные три дощечки демонстрируют калейдоскоп линейных узоров. Однако новое исследование показывает, что они переплетены с "преднамеренной, поэтапной композицией, исполнением и деталями". Выявив инструменты реального мира и концептуальные элементы (геометрия) из культуры среднего неолита, авторы работы предполагают, что в Британии позднего неолита, возможно, наступил "золотой век мелового искусства".
Взгляды на неолитическое искусство сильно изменились благодаря новому исследованию
До появления новой работы археология была разобщена относительно содержания рисунков, изображенных на меловых дощечках Стоунхенджа. Многие считали, что линейные узоры были случайными и не содержали никаких данных, другие утверждали, что это примеры галлюциногенного искусства под воздействием волшебных грибов. Однако всегда существовала фракция археологов, которые считали, что эти дощечки - нечто большее, чем простое граффити. Теперь высокие технологии подтвердили подозрения последней группы, продемонстрировав скрытый смысл и "культурное значение" меловых дощечек Стоунхенджа.
Соавтор работы, археолог Фил Хардинг, впервые проанализировал дощечки в старом аналоговом мире, еще в 1988 году. По его словам, современные аналитические инструменты, использованные в новом исследовании, позволяют глубоко проникнуть в умонастроения древних людей, создавших их, которые они проецировали на древние дощечки с помощью мела.
Более того, другой соавтор работы, Мэтт Лейверс, сказал, что применение современных технологий к древним артефактам позволило не только лучше понять методы работы неолитических художников, но и позволило заглянуть в редкие "мотивации" художников.
Интерпретировав все линии и углы на четырех бляшках, археологи пришли к выводу, что они представляют собой "важный культурный маркер неолитического периода". А учитывая, что на одной дощечке был обнаружен витой шнур, можно предположить, что художников эпохи неолита вдохновляли предметы быта, ремесла и инструменты, как и современных художников.