/ Новости сайта / Животные / Ученые нашли у пчел-мясоедов бактерии гиен
25.11.2021

Ученые нашли у пчел-мясоедов бактерии гиен

Оценка: 0.0    225 0 Животные

Группа американских исследователей изучила состав кишечных бактерий у пчел-падальщиков Trigona hypogea для того, чтобы выявить их отличия от микробиома обычных пчел-вегетарианцев. Согласно статье, опубликованной в журнале mBio Американского общества микробиологов, в наборах этих бактерий были найдены очень серьезные отличия, и микробиом пчел-мясоедов имел больше сходства с набором кислотолюбивых бактерий, обнаруженных у таких известных стервятников, как гиены, и других млекопитающих, питающихся падалью. Предположительно, эти бактерии служат им для того, чтобы защищаться от болезнетворных микроорганизмов, размножающихся на падали и выделяющих токсины.

Радикальный сдвиг в рационе произошел когда-то у малоизвестного вида тропических пчел, обитающих в Коста-Рике, — предположительно, из-за жесткой конкуренции за нектар. «Это единственные пчелы в мире, которые эволюционировали, чтобы получить доступ к источникам пищи, не производимой растениями, что стало довольно заметным изменением в их диете», — поясняет энтомолог из Калифорнийского университета в Риверсайде Дуг Янега. Обычно в кишечниках пчел и шмелей содержатся всего пять основных микроорганизмов, которые сохраняются на протяжении примерно 80 млн лет эволюции, в отличие от людей, у которых микробиом в кишечнике меняется с каждым приемом пищи.

Чтобы получить для своих исследований пчел-мясоедов, ученые ставили специально приготовленные приманки — свежие кусочки сырого цыпленка, подвешенные к ветвям, которые обмазывали вазелином для отпугивания муравьев. Затем каждую пчелу хранили отдельно в стерильной пробирке, наполненной 95-процентным раствором этанола. У обычных пчел на задних лапках есть пары своеобразных пыльцевых корзиночек, или корбикул. Пчелы, питающиеся падалью, использовали те же устройства для сбора мясных кусочков приманки.

Исследователи отмечают, что эти пчелы необычны во многих отношениях. Так, они не могут ужалить, но при этом в их верхних челюстях (жвалах, или мандибулах) образуются опасные выделения, которые при укусах могут оставлять на человеческой коже волдыри или даже болезненные язвы. Несмотря на то, что пчелы-падальщики питаются мясом, их мед по-прежнему остается сладким и съедобным. Они хранят мясо в специальных камерах, которые остаются закрытыми в течение двух недель, прежде чем сами пчелы получают к нему доступ, и эти камеры отделены от тех, где хранится собственно мед.