В древней Антиохии нашли мозаику с благодарственной надписью
Археологи обнаружили в церкви VI века изображения небес, павлинов, а также текст, в котором бывший раб благодарит Бога за освобождение.
Специалисты из Музея археологии Хатая (Турция) ведут раскопки христианского храма VI века в Арсузе на юге Анатолии. По меркам археологов, следы церкви нашли не так уж давно: в 2007 году житель города решил посадить саженцы апельсинов в своем саду и наткнулся на странные развалины. С тех пор их порядком расчистили. Стало ясно, что строение — трехнефная базилика. Базиликой называют тип прямоугольного здания, характерный для христианских церквей византийского периода. Стены ее не сохранились, зато мозаичные полы храма остались в хорошем состоянии.
Именно благодаря мозаичным надписям стало ясно, что базилика носила название Церкви трех апостолов. Этот храм упоминается в источниках, так что датирование VI веком можно считать вполне надежным. В этом сезоне археологи продолжили расчищать мозаики базилики и нашли необычное изображение. На нем — небеса, павлины (не самая привычная фигура для христианских храмов), а в центре — надпись, которая говорит о том, что мозаика выполнена бывшим рабом в благодарность за освобождение.
Мозаика с благодарственной надписью и павлинами / ©AA
Вообще, мозаика — дело непростое, время- и деньгозатратное, к тому же требующее специальных навыков. Поэтому, скорее всего, бывший раб и до освобождения был мозаичником и выполнил работу самостоятельно. Альтернативный вариант: он мог разбогатеть и нанять искусного ремесленника.
Стоит обратить внимание и на место находки. В VI веке нашей эры населенный пункт, который сейчас носит название Арсуз, относился к Антиохии: там находился порт, через который шли морские сообщения с ней — некогда крупнейшим городом провинции. В некоторых работах Арсуз относят к Искендеруну, но большинство историков полагают, что это не вполне корректно. Искендерун основал Александр Великий и назвал его Александреттой (Малая Александрия). Арсуз же долгое время вообще не имел имени собственного, поскольку его считали портом Антиохии (хотя расстояние там довольно приличное).
Антиохия — безусловно, одно из самых важных мест в истории региона. Основал город полководец Александра Македонского Селевк Никатор и назвал его в честь своего отца Антиоха. Правда, сына Селевка тоже звали Антиохом, но основная версия все же говорит об отце. Селевк относился к тем полководцам Александра, которых историки называют диадохами — теми, кто после смерти прославленного завоевателя разделили его империю. Войны между диадохами шли больше 20 лет — с 323 по 301 год до нашей эры. Селевк, как понятно из имени, в результате стал основателем Империи Селевкидов, а Антиохия долгое время была ее столицей.
На фотографии видно, в какой части базилики нашли мозаику / ©AA
Благодаря завоеваниям Тиграна II Антиохия на некоторое время стала частью Великой Армении (Тигран даже перенес туда на какое-то время столицу своего государства), но уже в том же I веке до нашей эры провинция попала под власть Рима. Примерно в IV веке нашей эры Антиохия становится центром христианской религии. Историки считают, что именно там последователей новой религии впервые назвали христианами. И якобы посещение Антиохии как раз убедило императора Юлиана Отступника, что возрождение язычества невозможно (это утверждение проверить крайне сложно).
Очевидно, христианизация проходила при активном строительстве храмов. Основной из них — Великий храм, заложенный еще Константином Великим, а окончательно достроенный его преемником Констанцием II. Но и кроме него построили множество других церквей. Трехнефовая базилика — довольно распространенный тип антиохийского христианского храма.
Необходимо добавить, что Антиохия и ее окрестности регулярно страдали от землетрясений. Из источников известно, что первое (задокументированное) случилось в 148 году до нашей эры, еще при Селевкидах. Следующая катастрофа произошла в 37 году нашей эры, при римском императоре Калигуле. А вот землетрясение 115 года чуть не убило императора Траяна, который как раз тогда находился в Антиохии и готовился к походу в Парфию. Император (которому тогда был 61 год) еле успел выпрыгнуть из окна рушащегося здания, но многие из его свиты были не столь быстрыми, отчего погибли. Кроме того, город неоднократно горел. Понятно, что при такой череде катастроф археологические слои оказались частично перемешанными, но самое главное — скрытыми под другими постройками или грунтом. Поэтому ничего удивительного нет в том, что над базиликой VI века в XXI веке могла цвести апельсиновая роща.