Инки пожарили для ритуального пиршества батат и верблюжатину
Археологи обнаружили в ходе раскопок памятника Тамбо-Вьехо три земляных печи, которые инки использовали для приготовления еды для ритуального пиршества. Остатки растений и кости животных указывают на то, что для таких торжеств вместе с бататом или маниоком готовили мясо — в основном молодых самцов верблюдовых. Устраивая пиршества с едой и алкоголем, инки добавились расположения подданных. Результаты исследования опубликованы в журнале World Archaeology.
В XV веке инки создали крупнейшее доколумбовое государство в Южной Америке. Подобно более древней андской цивилизации Уари, существовавшей во второй половине I тысячелетия нашей эры, инки для укрепления своего влияния на завоеванных или присоединенных землях регулярно устраивали ритуальные пиршества. Подобные торжества, зафиксированные испанцами, проводились ежемесячно и сопровождались жертвоприношениями, ритуальными танцами и песнями, а также потреблением большого количества ферментированных напитков (чича) и еды. Они устраивались за счет государства и преследовали своей целью поддержание политической лояльности.
После того, как инки включили в состав своей империи долину Акари примерно в середине XV века, они основали там административный центр Тамбо-Вьехо, который просуществовал достаточно короткое время. Археологи обнаружили на этом памятнике некоторые черты, характерные для инков, например, две прямоугольные площади, от которых сильно зависела планировка. Большинство зданий были построены из сырцового кирпича, который укладывался на фундамент из булыжника и глиняного раствора. Примечательно, что перед возведением своих сооружений местные жители приносили в жертву морских свинок.
Местоположение памятника Тамбо-Вьехо на карте
Лидио Вальдез (Lidio Valdez) из Университета Калгари и независимый исследователь Катрина Беттчер (Katrina Bettcher) изучали три земляных печи, которые были недавно обнаружены во время раскопок остатков сооружений рядом с главной площадью поселения Тамбо-Вьехо. По мнению ученых, они использовались для приготовления пищи, рассчитанной на большое количество людей.
Первая печь представляла собой цилиндрическую яму диаметром 48 сантиметров и глубиной 60 сантиметров. Отверстие ямы сверху было по кругу обложено булыжниками. Археологи обнаружили внутри этой печи золу, древесный уголь, а также листья канны съедобной (Canna edulis), которые были найдены и вне ямы. Кроме того, ученые раскопали рядом с печью растительные остатки, фрагментированные кости верблюдовых (Camelidae) и несколько принесенных в жертву морских свинок, некоторые из которых были украшены яркими серьгами и ожерельями.
Самая большая земляная печь, обнаруженная археологами в Тамбо-Вьехо
Вторая печь оказалась больше по размеру и лучше сконструирована. Она также была цилиндрической формы диаметром около одного метра и глубиной 1,2 метра. Ее стенки обложили из небольших булыжников, обмазанных глиной. Это указывает на то, что ее сделали для многократного использования. Внутри ямы археологи нашли древесный уголь, листья инги (Inga feuilleei) и канны съедобной, а также частично сгоревший батат (Ipomoea batatas). Рядом с печью находились разбитый сосуд, который, возможно, предназначался для чичи, а также частично обожженные кости верблюдовых.
Третья печь оказалась самой маленькой и представляла собой яму диаметром 40 сантиметров и глубиной 30 сантиметров. По своей конструкции она оказалась схожа с первой печью. Рядом с ней находились листья канны съедобной, а также разбитый большой керамический сосуд. Первая и третья находки, по мнению исследователей, похожи на современные перуанские печи для приготовления пачаманки.
Частично обгоревшие кости верблюдовых, обнаруженные в Тамбо-Вьехо
Ученые отметили, что, судя по письменным источникам, обычные жители Империи инков редко употребляли в пищу мясо, за исключением праздников, спонсируемых государством. В Тамбо-Вьехо они нашли небольшое количество костей морских свинок, птиц, рыбы, а также 1897 костей верблюдовых, что подтверждает использование последних в качестве основного источника мяса на этой территории. Исследование показало, что кости принадлежали в основном молодым животным-самцам. Археологи полагают, что на пиршествах в Тамбо-Вьехо подавали блюда из батата, маниока (Manihot esculenta) или похожих культур и мясо, приправленное специями, которые жарились в земляных печах.
Археологи считают, что эти находки указывают на пиршество, которое проходило в региональном центре Тамбо-Вьехо во времена существования Империи инков. По мнению ученых, инки понимали, что совместные пиршества помогали установить доверительные и дружеские отношения с покоренным населением. Это были пышные ритуальные торжества в общественных местах (вероятно, на площадях), на которые правящая элита поставляла большое количество напитков, еды, коки и других ценных вещей.