Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Шокирующие древнегреческие истоки евгенического движения
06.06.2022

Шокирующие древнегреческие истоки евгенического движения

Оценка: 0.0    1284 0 Тайны истории
14:06

Евгеника, наука о селективном генетическом отборе людей, наиболее синонимична современному миру и ужасам гитлеровского "окончательного решения", в ходе которого миллионы евреев и других "нежелательных" групп были отравлены газом или смертельными инъекциями в концентрационных лагерях во время Второй мировой войны.

Однако евгенические практики можно проследить и до античных времен, где о них впервые задумались Платон и Аристотель и даже применили на практике спартанцы.

Спустя столетия, после публикации в 1859 году новаторской теории эволюции Чарльза Дарвина, евгеника вновь обрела популярность, прежде всего в США, и повлияла на нацистский Холокост.

Древнегреческая евгеника

Платон считал, что брак должен быть отменен, а к размножению должны быть допущены только мужчины и женщины, обладающие наибольшим интеллектом и лучшими физическими данными. Он предложил, чтобы представители высшего афинского общества встречались и общались на специально организованных фестивалях, на которых потенциальные супруги временно вступали в брак и жили вместе в течение одного месяца.

В сопровождении поэзии, танцев и музыки пары сближались с единственной целью деторождения, после чего их союзы юридически расторгались и они вновь вступали в безбрачие до следующего фестиваля. Хотя отношения между родителями и детьми были запрещены, союзы между сестрами и братьями были разрешены.

Количество браков определялось правителем, который мог увеличить или уменьшить число краткосрочных браков в соответствии с численностью населения. С другой стороны, низшие классы не имели ограничений на количество детей и могли размножаться без ограничений.

Платон считал, что брак должен быть отменен, а дворяне с наибольшим интеллектом и лучшими физическими формами должны быть единственными мужчинами и женщинами, которым разрешено размножаться.

Платон считал, что брак должен быть отменен, а представители элиты с наибольшим интеллектом и лучшими физическими данными должны быть единственными мужчинами и женщинами, которым разрешено размножаться. 

Первая возможность вступить в брак предоставлялась представителям высшего сословия по системе лотереи, в которой предпочтение отдавалось наиболее интеллектуально способным и привлекательным. Женщины, отличающиеся красотой и изяществом, и мужчины, отличившиеся в боях, будут предпочтительными кандидатами, а молодым людям, считающимся неполноценными, специально не повезет в жеребьевке, и они всегда останутся без пары.

Неофициальные отношения между женщинами в возрасте от 20 до 40 лет и мужчинами в возрасте от 25 до 55 лет, т.е. детородного возраста, считались незаконными, поскольку они начинались вне юрисдикции законодателей. Однако отношения между любовниками, достигшими установленного законом возраста, были разрешены.

После рождения ребенка Платон советовал отдать его в специальные ясли, чтобы его воспитывали матроны, а семейная жизнь со всеми ее отвлекающими факторами была запрещена. Если ребенок был неполноценным, его следовало, по словам Платона, "спрятать". Хотя греческие мудрецы не говорили о детоубийстве открыто, оно было зловеще обозначено.

Греческий ученый Аристотель, современник Платона, предложил несколько критических замечаний. Он утверждал, что сообщество жен и детей больше подходит для низших классов, которые будут более послушными правителям и менее склонны к восстанию, если их семейные узы будут слабее. Кроме того, он предвидел проблемы в том случае, если неполноценные дети, которых должны были отдать в низшие классы, узнают о своем истинном благородном происхождении.

По его мнению, вместо этого опекунские классы должны были принять моногамные пары, причем женщины в идеале должны были выходить замуж в 18 лет, а мужчины - в 37. Беременным женщинам он рекомендовал каждый день ходить в храм Илитии для физических упражнений, питаться здоровой пищей и сохранять спокойствие.

Наконец, он видел опасность в неиспользованном размножении низших классов, которое, по его мнению, приведет к росту преступности, а в их потенциальном численном превосходстве видел угрозу для правящей элиты, которая в случае восстания окажется в меньшинстве. В результате он считал, что необходимо принять законы, запрещающие неограниченный рост населения. Женщины, рожающие слишком много детей, также должны были подвергаться абортам, а любое неполноценное или деформированное потомство подлежало немедленному убийству.

В более поздней работе Платона "Законы", возможно, в ответ на ответ Аристотеля, ученый изменит свое мнение по нескольким аспектам своей теории. Осознав непрактичность брачного праздника, он вместо этого высказался за моногамные отношения, которые должны были санкционировать мудрые судьи.

Мужчины в возрасте 25 лет и старше должны были подавать свои брачные предложения государству, и в случае их принятия они обязаны были жениться на своей супруге до 30 лет. Мужчина старше 35 лет из высшего сословия, не состоящий в браке, должен был выплачивать ежегодный штраф в размере 100 драхм.

От молодоженов ожидалось, что они произведут на свет самых лучших детей, и каждому из них на 10 лет назначалась матрона, которая следила за рождением здоровых детей. Для этого будущие матери должны были каждый день по 20 минут молиться в храме Илитии и совершать священные обряды, чтобы умиротворить богиню брака.

Спартанская евгеника

Один из самых известных примеров древней евгеники произошел от спартанцев. Это был древнегреческий народ, воевавший с персами в IV веке до н.э., который использовал принципы евгеники для формирования из своих граждан сильнейших воинов, проницательных государственных деятелей и духовно чистых жрецов.

Для воинов более слабые представители спартанской аристократии удалялись из генофонда и лишались возможности размножаться с помощью различных средств. Интенсивные физические соревнования, направленные на проверку боевой и физической доблести спартанской молодежи, были обычным способом выявления слабаков в стае, которых клеймили позором и лишали прав после признания их неполноценными. Если спартанский мужчина считался непригодным к деторождению, то страдали и его сестры, которым также запрещалось иметь детей.

Женщина-спартанка, дающая щит своему сыну" (1826), Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье.

Женщина-спартанка, дающая щит своему сыну" (1826), Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье.

Напротив, самые храбрые спартанские воины занимали привилегированное положение в обществе, и им даже разрешалось вступать в половые связи с женами других спартанских вельмож. От деформированных детей избавлялись вскоре после рождения, и даже детей, которых считали уродливыми или неловкими, ждала та же участь, поскольку спартанцы были одержимы идеей сохранения прекрасной физической формы и красоты в рядах знати. В результате браки с иностранцами были незаконными, так как спартанцы осуждали смешение чужой крови со своей.

Плутарх, основной источник о спартанском обществе, описал этот спартанский наследственный закон, который:

"...запрещал потомку Геракла производить на свет детей от чужеземной женщины и предписывал предавать смерти любого, кто покинет Спарту, чтобы поселиться среди других народов".

Однако спартанский процесс отбора оказался слишком исключительным и вызвал опасный демографический кризис в III веке до н.э. Между 480 годом до н.э. и серединой III века до н.э. число спартанских мужчин сократилось с 8000 до 1000. Осознав угрозу существования, царь Агис IV, а затем Клеомен III попытались решить эту проблему, и хотя они неохотно расширили требования к кандидатам, которым разрешалось стать частью высшей знати, их решения по-прежнему были пронизаны евгеническим мышлением.

План Агиса IV состоял в том, чтобы пополнить спартанскую аристократию самыми высокопоставленными представителями periodikoi, низших классов, и xenoi, иностранцев, чтобы оживить падающее население. Самые красивые мужчины и самые очаровательные женщины из этих традиционно маргинальных слоев населения получали место в спартанской иерархии. Решение Агиса получило большую поддержку и божественное одобрение Пасифаи, спартанского божества, а также Ликургоса, первоначального спартанского законодателя, который также считался богом.

Воин-государственник Леонид, который сам был женат на персиянке и имел полуиностранного ребенка, стал самым большим критиком Агиса и довольно лицемерно не одобрял план своего лидера по допуску иностранцев в ряды граждан, ссылаясь на изгнание иностранцев в IV веке Ликургом в качестве доказательства того, что богам не нравится его план. Агис ответил, утверждая, что у Ликургоса никогда не было проблем с физическими формами иностранцев, а только с их поведением:

"Ведь он изгонял их не потому, что враждебно относился к их физическим телам, а потому, что боялся их образа жизни и поведения".

После их противостояния Леонид был арестован верным союзником Агиса Лисандросом за то, что у него была супруга-иностранка. Однако Леонид смог вернуть себе власть, казнив Агиса в 241 году до н.э. и заставив его прекрасную вдову выйти замуж за своего сына Клеомена III, который продолжил политику Агиса. Клеомен набрал 4000 членов класса периодикои, отбирая их не по уму или богатству, а исключительно по внешности. Более благосклонный, чем его отец Леонид, Клеомен занимал более умеренную позицию в отношении приема иностранцев, разрешая только "самым могущественным" стать членами спартанского правящего ордена.

Современная евгеника

Вдохновленный экспериментами Менделя с генетически модифицированным горохом в 1865 году, которые установили основные принципы наследственности, и революционной теорией эволюции Чарльза Дарвина, термин "евгеника" был впервые введен Фрэнсисом Гальтоном, двоюродным братом Дарвина, в 1884 году, получив свое значение от греческого слова "eugenes", что означает "хороший по рождению". Хотя Гальтон читал работы Платона и даже вывел термин из греческого языка, он не слишком высокого мнения о теориях древнего грека, написав в письме, что прочитал:

"Республика и Законы Платона для евгенических пассажей; но они не дают ничего, кроме очищения города путем высылки всех дегенератов в так называемую колонию!".

Таким образом, идея современной евгеники, впервые приписываемая Гальтону в его фундаментальном труде "Запросы о рождаемости человека и ее развитии", в котором распространялась идея о том, что интеллект передается по наследству и что "высшие расы" человечества предназначены для правления, имеет очень мало общего с доктринами древних греков.

После знаменательной публикации Гальтона интерес к евгенике резко возрос в начале века, и в 1904 году немецкий биолог Альфред Плоц основал первый евгенический журнал "Архив расовой и социальной биологии", в котором большое внимание уделялось превосходству нордической и арийской рас и понятию "расовой гигиены". С созданием Общества расовой гигиены в Германии, Общества евгенического образования в Великобритании и Американской ассоциации селекционеров евгеника в первом десятилетии XX века стала действительно глобальным явлением.

Набор фотографий, изображающих антропометрию (измерение людей) на Второй международной выставке евгеники, состоявшейся в 1921 году.

Набор фотографий, изображающих антропометрию (измерение людей) на Второй международной выставке евгеники, состоявшейся в 1921 году.

С наибольшим энтузиазмом евгеника была воспринята в США, и в 1910 году Чарльзом Давенпортом при финансовой поддержке известного бизнесмена Джона Харви Келлога было основано Бюро по учету евгеники. Это учреждение готовило работников для сбора информации о семьях США, которые оценивались по таким признакам, как "слабоумие", "преступность" и "алкоголизм". Последние достижения в области евгеники были собраны в журнале "Евгенические новости", который распространялся по всей стране.

В 1912 году в Лондоне состоялся первый Международный евгенический конгресс, собравший более 400 самых известных ученых и деятелей того времени, включая Уинстона Черчилля и Александра Грэма Белла. Благодаря его влиянию, к концу Первой мировой войны евгенические общества возникли по всему миру, в таких странах, как Аргентина, Мексика, Италия, Франция и Венгрия.

В США в 1920-х годах появились "Конкурсы приспособленных семей", спонсируемые Бюро евгенических записей. Семьи соревновались в том, чтобы стать самыми генетически совершенными образцами на конкурсах, проводимых по всей территории США. После серии физиологических и психологических тестов и предоставления медицинских карт семьи, признанные наиболее генетически исключительными и чаще всего белые, награждались медалями и знаками отличия за их непревзойденные "евгенические достоинства".

Слева: "Победители конкурса "Подходящая семья" стоят у здания евгеники на Канзасской свободной ярмарке в Топеке, штат Северная Каролина. (Справа: Конкурс "Лучший ребенок" на ярмарке штата Индиана в 1931 году.

Слева: "Победители конкурса "Подходящая семья" стоят у здания евгеники на Канзасской свободной ярмарке в Топеке, штат Северная Каролина. (Справа: Конкурс "Лучший ребенок" на ярмарке штата Индиана в 1931 году.

На втором Международном евгеническом конгрессе в 1922 году, который на этот раз проходил в Нью-Йорке и собрал представителей Центральной и Латинской Америки, иммиграция стала центральной темой дебатов. Генри Лафлин, самый авторитетный в стране специалист по евгенике, выдвинул идею о том, что иммигранты из Южной и Восточной Европы генетически неполноценны из-за более высокого уровня умственной отсталости и преступности и представляют угрозу для нордической расы.

Это побудило президента Калвина Кулиджа принять в 1924 году закон Джонсона-Рида, который установил квоту на количество иммигрантов из южной и восточной частей Европы, которым разрешалось въезжать в США, при этом не было установлено никаких ограничений для переселенцев из Северной Европы.

В 1927 году дело "Бак против Белла" стало доминирующим в газетных заголовках Вирджинии, поскольку 18-летняя пациентка Кэрри Бак боролась против постановления штата о ее стерилизации. В 1924 году в Вирджинии был принят Закон о евгенической стерилизации, который разрешал принудительную стерилизацию тех, кто считался "умственно отсталым". Это не было новым явлением.

В 1907 году в Индиане был принят первый закон о стерилизации в ответ на интеллектуальные дискуссии конца 1800-х годов, которые обвиняли преступность и умственные дефекты в плохой генетической наследственности. К 1930-м годам 27 штатов Америки ввели подобные законы о стерилизации.

Бак, которая была помещена в психиатрическую клинику из-за своей "слабоумности", проиграла дело, как и многие другие несчастные жертвы в США и других странах мира. В штате Индиана до 1974 года было насильно стерилизовано около 2500 человек, а в Калифорнии с 1909 по 1979 год было зарегистрировано около 20 000 случаев стерилизации.

Орегон стал последним штатом, отменившим свои законы о стерилизации в 1983 году, после того как жертвами стерилизации стали 2648 человек. За пределами США законы о стерилизации были приняты в таких странах, как Дания, Швейцария, Германия и Норвегия. В Швеции с 1935 по 1976 год 60 000 шведских женщин, считавшихся психически больными, были стерилизованы против их воли.

Смерть плохой идеи

Еще в 1922 году Уильям Бейтсон, основатель генетики, отклонил приглашение на Второй международный евгенический конгресс, заявив, что: "настоящий вопрос заключается в том, не следует ли нам разделить генетику (и евгенику)". К 1930-м годам Третий международный евгенический конгресс собрал менее 100 участников, поскольку евгенические идеи потеряли популярность среди американских и европейских интеллектуалов.

Критики указывали на проблематичные экспериментальные методы, недостаточно изученные экономические и экологические факторы и слишком упрощенный подход к теориям Менделя, рассматриваемым через сомнительную призму классовых и расистских предубеждений.

Кроме того, тревожная политика нацистской Германии в 1930-х годах убедила многих дистанцироваться от евгеники. Адольф Гитлер и нацистские ученые были вдохновлены американцами на насильственную стерилизацию евреев и меньшинств в Германии, приняв в 1933 году Закон о предотвращении наследственно больного потомства, что не понравилось многим американским сторонникам теории.

В 1939 году, накануне Второй мировой войны, Бюро записей евгеники было окончательно закрыто, а финансирование прекращено. После невыразимых ужасов Холокоста евгеника стала запретной темой во второй половине 20-го века.

Сейчас заигрывание Америки и Запада с такой опасной идеологией остается позорным напоминанием о разрушительных последствиях плохой идеи.


 
Источник:  https://earth-chronicles.ru/


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Любовь и предательство: драма Наполеона и Жозефины
И где тут мужененавистничество? Просто реальность. Лично я всем мужчинам, которые были со мной рядом (от Koriona)
Московские археологи нашли 400-летние изразцы с изображением кошки
Возможно в то время это уже была и кошка ,но всё идёт из Анатолии, всё начиналось с Чатал Гуюка. Кру (от Везунчик)
Американские ученые добились бессмертия для мухи
А "оцифрованный мозг" знает, что он был когда-то мухой? topzz)
Любовь и предательство: драма Наполеона и Жозефины
Настоящий мужчина если разлюбит,то оставит своё добро уходя с чемоданом и не будет об этом жалеть. Е (от Везунчик)