У каждого пациента, участвовавшего в небольшом испытании экспериментального препарата, рак исчез
Небольшое исследование лекарственных препаратов, проведенное в США, показало, что у каждого пациента, участвовавшего в эксперименте, рак успешно перешел в стадию ремиссии, что представляется весьма многообещающим прорывом в лечении рака прямой кишки.
Лекарство, называемое достарлимаб и продающееся под торговым названием Jemperli, является иммунотерапевтическим препаратом, используемым для лечения рака эндометрия, но это было первое клиническое исследование того, эффективен ли он также против опухолей рака прямой кишки.
Первые результаты, полученные на данный момент, свидетельствуют о его удивительной эффективности. Исследовательская группа заявила, что успешная ремиссия рака, наблюдавшаяся у каждого пациента, участвовавшего в исследовании, может быть беспрецедентной для противораковых препаратов.
"Я считаю, что это первый подобный случай в истории рака", - сказал газете The New York Times медицинский онколог Луис Диаз-младший из онкологического центра Memorial Sloan Kettering (MSK), старший автор новой статьи, в которой сообщается о полученных результатах.
Стоит отметить, что положительные результаты были получены пока только у 12 пациентов (исследование продолжается), у всех из которых были опухоли с генетическими мутациями, называемыми дефицитом репарации несоответствия (MMRd), которые наблюдаются примерно у 5-10 процентов пациентов с раком прямой кишки.
Пациенты с такими опухолями, как правило, хуже реагируют на химиотерапию и лучевую терапию, что увеличивает необходимость хирургического удаления опухолей.
Однако мутации MMRd также могут сделать раковые клетки более уязвимыми для иммунного ответа, особенно если он усилен иммунотерапевтическим препаратом - в данном случае ингибитором контрольных точек, который снимает ограничения с иммунных клеток, чтобы они могли более эффективно убивать раковые клетки.
"Когда эти мутации накапливаются в опухоли, они стимулируют иммунную систему, которая атакует раковые клетки с мутациями", - говорит Диас. Мы подумали: "Давайте попробуем использовать это до того, как рак даст метастазы, в качестве первой линии лечения".
Обычно пациенты с подобными опухолями прямой кишки могут рассчитывать на химиотерапию и лучевую терапию перед хирургическим удалением рака. К сожалению, для многих пациентов этот комплекс лечения сопровождается длительными последствиями, которые могут остаться на всю жизнь.
"Стандартное лечение рака прямой кишки с помощью операции, облучения и химиотерапии может быть особенно тяжелым для людей из-за расположения опухоли", - говорит Андреа Черчек, онколог MSK, первый автор исследования.
"Они могут страдать от несовместимых с жизнью нарушений функций кишечника и мочевого пузыря, недержания, бесплодия, сексуальной дисфункции и многого другого".
Удивительным образом пациенты, принявшие участие в этом исследовании, на сегодняшний день полностью избежали как этих процедур, так и связанных с ними побочных эффектов.
В исследовании фазы 2 пациенты получали достарлимаб каждые три недели в течение шести месяцев, а в случае возвращения опухоли проводилась стандартная химиорадиотерапия и операция. Этого не произошло.
После шести месяцев наблюдения у всех 12 пациентов, участвовавших в исследовании, был отмечен "клинический полный ответ", при этом не было обнаружено никаких признаков опухолей при МРТ, ПЭТ-сканировании, эндоскопии, биопсии и других исследованиях.
"Доктор Черчек сказал мне, что группа врачей изучила мои анализы", - объясняет Саша Рот, первый пациент, включенный в исследование. "И поскольку они не нашли никаких признаков рака, доктор Черчек сказал, что нет причин заставлять меня проходить лучевую терапию".
Стоит отметить, что исследование, финансируемое многочисленными организациями, включая фармацевтическую компанию GlaxoSmithKline, которая производит Jemperli, еще не закончено, и это пока только предварительные результаты.
В настоящее время в общей сложности 12 пациентов прошли курс лечения и находятся под наблюдением не менее шести месяцев.
Примерно три четверти пациентов испытали легкие или умеренные побочные эффекты, включая сыпь, зуд, усталость и тошноту, но ни у одного из них до сих пор не наблюдалось рецидива рака. Средний срок наблюдения составляет один год, а некоторые пациенты, как Рот, не болеют раком уже два года.
Ожидается, что в конечном итоге в испытании примут участие около 30 пациентов. Когда мы получим данные по всей группе, у нас будет более полная картина того, насколько безопасен и эффективен достарлимаб у пациентов с раком прямой кишки, хотя необходимо провести еще много исследований в более широких группах пациентов.
До тех пор мы должны относиться к полученным результатам с оптимизмом и осторожностью, говорит онколог Ханна К. Санофф из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, которая написала комментарий к полученным результатам.
По словам Санофф, клинический полный ответ на лечение не является суррогатом долгосрочного контроля над раком, поскольку, несмотря на то, что ингибиторы контрольных точек, такие как достарлимаб, могут оказывать действие в течение многих лет, ожидается, что у меньшинства пациентов, у которых опухоли удаляются неоперативным путем, а тем более с помощью такого экспериментального лечения, все еще будет наблюдаться регенерация рака.
"Очень мало известно о продолжительности времени, необходимого для того, чтобы выяснить, приравнивается ли клинический полный ответ на достарлимаб к излечению", - объясняет Санофф, отмечая, что нам также необходимо более масштабное воспроизведение результатов, чтобы убедиться в преимуществах препарата, которые до сих пор наблюдались лишь у меньшинства пациентов с опухолями MMRd.
"Будут ли результаты этого небольшого исследования, проведенного в онкологическом центре Memorial Sloan Kettering, обобщены на более широкую популяцию пациентов с раком прямой кишки, также неизвестно".
Учитывая эти предостережения, здесь есть на что надеяться; исследователи уже изучают, может ли их единый подход к иммунотерапии помочь пациентам с другими опухолями, имеющими MMRd, такими как некоторые виды рака желудка, простаты и поджелудочной железы.
Это ранние дни, и мы еще многого не знаем, но если дальнейшие исследования смогут повторить те яркие перспективы, на которые намекают здесь, мы можем стать свидетелями разработки нового вида терапии рака, говорит Санофф.
"Несмотря на эти неопределенности, Серчек с коллегами и их пациенты, которые согласились отказаться от стандартного лечения ради многообещающего, но неизвестного будущего с иммунотерапией, представили то, что может быть ранним проблеском революционного изменения в лечении", - пишет Санофф.
"Если иммунотерапия может стать лечебным средством при раке прямой кишки, то пациентам, имеющим на это право, возможно, больше не придется мириться с функциональным компромиссом ради излечения".
О результатах исследования сообщается в журнале The New England Journal of Medicine.