Таинственная древняя культура Кукутени — Триполье сжигала свои города каждые 60 лет
Открытие древних культур и артефактов, связанных с этими культурами, часто приносит новую и удивительную информацию о том, как жили наши древние предки. Некоторые культуры, как выяснилось, занимались очень уникальными практиками.
Одна из них - 7 000-летняя восточноевропейская культура Кукутени-Триполье, которая строила сложные, организованные, густонаселенные поселения, сжигая их дотла каждые 60-80 лет, а затем перемещаясь и отстраивая то же поселение заново.
Открытие передовой кукутено-трипольской культуры
Неолитическая культура Кукутени-Триполье обитала в Восточной Европе примерно с 5 400 до 2 700 года до нашей эры. Живя на обширной территории площадью 350 000 квадратных километров, охватывающей части современных Молдовы, Румынии и Украины, они создали небольшие и густонаселенные поселения, расположенные на расстоянии трех-четырех километров друг от друга. Эта цивилизация была определена благодаря высококачественной глиняной керамике.
Первые соответствующие открытия были сделаны еще в 1880-х годах. Известные как "Кукутени" в Румынии и "Триполье" на Украине, они получили свое название от мест, где были впервые обнаружены артефакты: деревня Кукутени в Румынии, где фольклорист Теодор Бурада впервые наткнулся на фрагменты керамики в 1884 году, и Триполье в районе Киевской области на Украине, где Викентий Хвойка обнаружил обширную неолитическую стоянку, о которой было объявлено в 1897 году. Спустя годы эти находки были признаны принадлежащими одной и той же культуре.
"Несомненно, это одна из самых впечатляющих цивилизаций неолитической Европы, а по некоторым показателям полностью превосходящая знаменитые первые города Месопотамии", - объясняет Дэн Дэвис. Тем не менее, мало кто слышал о культуре Кукутени-Триполье. По данным BBC Travel, раскопки поселений Кукутени-Трипиллиана позволили обнаружить "один из самых ранних известных примеров урбанизации и предполагают, что численность населения превышала один миллион человек".
Их культура была передовой в сельском хозяйстве, поскольку они сажали и собирали пшеницу, ячмень, горох и бобовые. Археологические данные показывают, что они также были искусны в гончарном деле, работали с глиной для создания керамики, статуй и других фигур с помощью огромных и современных печей, а затем украшали их цветными узорами.
Трудно переоценить качество керамики, изготовленной представителями культуры Кукутени-Триполья. "При всех наших современных методах традиционные ремесленники пытаются воспроизвести керамику Кукутени, но с худшими результатами", - подчеркнул Константин Преотаса в эфире радио România Internaţional. Они также изготавливали украшения и крючки из меди.
Образ жизни Кукутени-Триполья
Несмотря на позднее открытие этой забытой культуры, историкам удалось собрать воедино оставленные подсказки, чтобы попытаться понять, как функционировала эта неолитическая культура. Считается, что в культуре Кукутени-Триполья женщины были главой семьи. Они создавали текстиль и керамику, а также выполняли основную часть сельскохозяйственных работ.
Считается, что мужчины занимались охотой, изготавливали орудия труда и ухаживали за домашними животными, охотясь как с помощью ловушек и орудий, таких как лук и стрелы, дубины и копья, так и с помощью других методов, таких как маскировка и выслеживание животных. Судя по женским идолам, обнаруженным во время раскопок, похоже, что их религиозные практики были сосредоточены на женском божестве, Великой Богине.
Рацион кукутени-трипольской культуры, вероятно, состоял в основном из зерновых, хотя они были достаточно развиты как в сельском хозяйстве, так и в животноводстве. Они выращивали клубневую пшеницу, овес, просо, рожь, ячмень и коноплю, из которых могли выпекать хлеб. Помимо зерновых, они выращивали фрукты и бобовые, такие как абрикосы, алыча, виноград, горох и фасоль.
Что касается домашнего скота, то, по имеющимся данным, они разводили крупный рогатый скот, свиней, коз и овец. Есть некоторые, не подтвержденные доказательства того, что в культуре Кукутени-Триполья также были одомашнены лошади. Помимо разведения домашних животных, люди охотились на косуль, благородных оленей, вепрей, кабанов, лисиц и бурых медведей. Они дополняли свой рацион, используя гарпуны и крючки для ловли рыбы.
Свидетельства ритуального сожжения поселений кукутени-трипольцев
По словам Месси Несси, доказательства указывают на то, что они "намеренно и неоднократно" сжигали свои поселения. Эта загадочная практика вызвала множество вопросов о том, зачем культуре прилагать столько усилий для создания своих поселений, чтобы затем сжечь их. Была ли эта практика основана на религиозных принципах, или это просто утрированная версия смерти с последующим возрождением?
Для того чтобы точно знать, почему культура Кукутени-Триполья занималась этой практикой, необходимы дальнейшие исследования, но было выдвинуто несколько гипотез, начиная от борьбы с многочисленными термитами и заканчивая ритуальной кремацией. Ясно лишь то, что для такого регулярного переселения всей общины требовалось сильно организованное общество.
При создании своих поселений они использовали каменные и медные топоры для рубки деревьев, чтобы построить жилища и сооружения, которые состояли из деревянного каркаса, обмазанного глиной. Строения были как одноэтажные, так и многоэтажные, с глиняными скамьями и алтарями. Внутренние полы и стены были украшены орнаментальными рисунками красного и белого цвета, призванными обеспечить защиту от злых духов.
Были найдены свидетельства индивидуальных жилищ, храмов и общественных сооружений. Их передовые методы строительства позволяли строить необычайно большие здания, остатки строений достигали 700 метров в квадрате.
Археологи также утверждают, что эти поселения были одними из самых больших, построенных на Земле в то время. Эти поселения были хорошо спланированы и хорошо построены, поэтому несколько удивительно узнать, что люди Кукутени-Триполья ритуально сжигали свои поселения каждые 60-80 лет, а затем переходили на новую территорию.
Археологи и исследователи обнаружили тысячи сожженных строений, статуй, инструментов, сосудов и даже кремированные останки людей и животных. Исследователь В. Хвойка выдвинул теорию, что это были "дома мертвых", возможно, своеобразные гробницы. Однако более поздние теории предполагают, что обычные жилища и строения были просто сожжены, чтобы освободить место для новых сооружений.
Наиболее широко принятой теорией сегодня является комбинация этих теорий, указывающая на то, что со временем строения были сожжены, а инструменты, сосуды и животные были принесены в жертву духам предков. Старые постройки и поля оставлялись умершим предкам, а люди, оставшиеся в живых, переходили на новую территорию. Некоторые ученые предполагают, что каждое строение рассматривалось как почти "живое" существо, со своим собственным жизненным циклом смерти и возрождения.
Почему они регулярно сжигали свои поселения?
Трудно представить себе, как культура сжигала свои поселения дотла, а затем восстанавливала их. Хотя существуют убедительные теории о том, почему это происходило, кажется, что такая практика была бы несколько обременительной для людей этой цивилизации. Поскольку восстановление происходило каждые 60-80 лет, вероятно, каждое второе поколение принимало участие в процессе восстановления.
Без инструментов и материалов, которые мы имеем сегодня, такое восстановление было бы значительно более обременительным процессом, поскольку нужно было бы вручную рубить деревья и возводить новые строения. Хотя это типичная проблема, с которой сталкиваются многие культуры, люди культуры Кукутени-Триполья уникальны тем, что они намеренно разрушали функциональные поселения, а затем восстанавливали их.
В ходе исследований было отмечено, что было обнаружено очень мало погребальных предметов и очень мало кладбищ, относящихся к этой культуре. Возможно, сжигание поселений действительно было способом "захоронения" и почитания своих мертвых у кукутени-трипольцев. Вместо того, чтобы создавать гробницу, в которой умерший мог быть захоронен вместе с важными предметами, дом, в котором жил умерший, мог стать его гробницей. Таким образом, они могли попасть в загробный мир с теми предметами, которыми обладали при жизни на Земле.
Культура Кукутени-Триполья представляет собой сложную форму древней жизни - такую, где строительство жилищ и поселений не было просто необходимостью для выживания, а осуществлялось многократно как культурная практика.
Их развитость как общества подчеркивается их способностью переселяться и восстанавливать свои общества снова и снова.
Истинная цель такого поведения, возможно, никогда не будет известна, но оно останется символом организованного общества этой культуры и того, на что они готовы пойти ради сохранения символизма своей культуры.