/ Новости сайта / Космос / Астрономы обнаружили три гигантские планеты, которые поглотит раздувающаяся звезда
22.06.2022

Международная группа астрономов с помощью метода лучевых скоростей обнаружила третью по счету планету в системе звезды HD 33142, расположенной в 397 световых годах от Земли в созвездии Зайца. Статья об этом размещена на сайте электронных препринтов arXiv.org и будет опубликована в Astronomical Journal.

«С момента первого обнаружения экзопланет у звезды солнечного типа в 1995 году их было найдено уже свыше пяти тысяч, — рассказал ведущий автор статьи Трифон Трифонов, астроном из германского Института астрономии Общества Макса Планка. — Большинство из них были обнаружены с использованием метода транзитов, а вторым по счету идет метод лучевых или радиальных скоростей, или метод Доплера (заключающийся в спектрометрическом измерении радиальной скорости звезды). Он позволяет выявить структуру орбит в многопланетных системах, что позволяет нам понять, как формировались планеты и протекала эволюция их орбит».

Звезде HD 33142, обозначаемой также как HIP 23844 и BD-14 1051, не менее 2,7 млрд лет, она примерно в четыре раза больше и в 1,5 раза массивнее Солнца, относится к спектральному классу K и находится в самом начале фазы красного гиганта. Уже было известно, что у этой звезды есть две планеты с массой Юпитера — HD 33142b с периодом обращения 330 дней и HD 33142c с периодом обращения 830 дней. Трифонов и его соавторы нашли убедительные свидетельства присутствия еще одной короткопериодической планеты размером с Сатурн. Планета HD 33142d в пять раз легче Юпитера и совершает один оборот вокруг родительской звезды каждые 90 дней. «Мы считаем, что HD 33142b, c и d, вероятно, со временем будут поглощены раздувающейся звездой в фазе красного гиганта», — пояснили исследователи.

Планета HD 33142d была обнаружена в результате обработки данных наблюдений спектрометров HIRES на 10-метровом телескопе KECK на вершине Мауна-Кеа на Гавайях, FEROS на 2,2-метровом телескопе ESO Обсерватории Ла-Силья в Чили и HARPS на 3,6-метровом телескопе той же обсерватории.